Интерес к себе и самооценка

 

Одиннадцать лет — период, когда у тебя возникает желание понять, лучше узнать себя и появляется потребность в самооценке. Вместе с тем ты чувствуешь, что не умеешь и не можешь оценить себя, не знаешь, каким образом и при помощи каких критериев это можно сде­лать. Поэтому для тебя становится важной оцен­ка любой твоей деятельности. Это отражается на собственной оценке твоих спо­собностей: помимо интереса к тому или иному учебному предмету на нее начинает действовать новый фактор — ориентация на реальные достижения.

В этом возрасте сложно думать, а тем более говорить о себе, нередко растет негативное самовосприятие, негативная самооценка.

В 12 лет интерес к собственному внутреннему миру становится еще сильнее. Формируется умение думать и говорить о себе, у тебя складывается необходимый для этого словарный запас, раз­вивается личностная рефлексия. Представления о собственных воз­можностях, интересах составляют основу твоей самооценки, являются главным предметом твоей гордости, служат основой для чувства собственного достоинства.

В дальнейшем, в 13-14-летнем возрасте, нестабильность этой сфе­ры усиливается. Представления о себе неустойчивы. Ты можешь частенько делать двойной выбор, т. е. хочешь одновременно быть и маленьким, и большим, но только не таким, как сейчас.

Объяснение этому феномену лежит в особенностях Я-концеп­ции подростка. Я-концепция — это совокупность всех представлений человека о себе, которая связана с твоей собственной оценкой , это установка к самому себе, представление о себе во времени (Я-прошлое — Я-настоящее — Я-будущее), кроме того, это Я-реальное (каким я являюсь в настоящее время) и Я-идеальное (каким я хотел бы или должен стать). В подростковом возрасте наиболее актуальными и эмоционально значимыми оказываются Я-прошлое и Я-будущее, по отношению к которым ты испытываешь полярные чувства: и то и другое одновременно и притягивает, и оттал­кивает. Я-настоящее как бы постоянно примеряется то к первому, то ко второму. Все это по­рождает острый конфликт, такая ситуа­ция и приводит к колебаниям между «Я — большой» и «Я — малень­кий», наиболее ярко проявляющимся в 12-14-летнем возрасте.

Очень часто твоя самооценка бывает крайне полярной: либо все, либо ничего — середины нет. То есть или Я-идеальное, или ничего.

И это не низкая самооценка и не ком­плекс неполноценности, а своеобразный «комплексе Зо­лушки» или «комплексе гадкого утенка»: переживая сильную неудов­летворенность собой, ты в душе надеешься на перерождение, на благополучный исход.

У тебя может появиться склонность к своеобразной театрализации собственной жизни: ты представляешь, что постоянно находишься на сцене, пред­ставляешь, как выглядишь со стороны, играешь, подаешь себя, смотришь на себя чужими глазами. Ты испытываешь острую потребность знать, что о тебе думают окружающие сверстники и взрослые.

Однако ты еще не самостоятелен в определении своих критериев самооценок. Во многом они позаимствованы у взрослых. Чрезвычайно ценя общение со сверстниками и часто становясь в оппозицию к взрослому, ты продолжаешь смотреть на себя как бы извне, глазами взрослого.

Иногда за внешними проявлениями низкой самооценки скрыва­ются завышенные притязания, которые нужно от нее отличать.

Другой вариант конфликтной самооценки возникает в том случае, если взрослые захваливают тебя, объясняют успехи ребенка его способностями, а неудачи приписывают случайному стечению обстоя­тельств. В результате твоя самооценка испытывает на себе конфликт между очень высокими притязаниями и сильной неуверенностью и себе. Ты можешь болезненно реагировать даже на незначительные замечания, не можешь правильно воспринять критику в свой адрес, отвечая на нее грубостью, плачем, другими острыми отрицательными эмоциональными реакциями.

Если ты обратишься к психологу с таким неблагоприятным вариантом самооценки, тебе прежде всего помогут добиться успеха, приобрести необходимые знания и навыки. Без этого никакая работа по исправлению отклонений в развитии самооценки, по ее укрепле­нию не будет результативной.

Очень важно — раскрыть личностные возможности, развить твои  интересы и способности, форми­ровать представления о собственных возможностях, собствен­ную оценку способностей. Развитию твоей положительной самооценки способству­ет в первую очередь знание своих возможностей в тех или иных об­ластях и уверенность в них.

Для развития самооценки важно умение оценивать свой успех или неудачу.

Для развития интереса к себе, как и чувства собственного достоинства нужно вырабатывать умение думать о себе, гово­рить о себе, разбираться в своих переживаниях.

Светлана Сушинских



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.