Как помочь ребёнку, столкнувшемуся с реальностью смерти

«Он поднял голову и окинул с возвышения осенние пустыри и главы монастыря отсутствующим взором. Его курносое лицо исказилось. Шея его вытянулась. Если бы таким движением поднял голову волчонок, было бы ясно, что он сейчас завоет. Закрыв лицо руками, мальчик зарыдал. (…) К могиле подошел человек. (…) Это был брат покойной. (…) Он подошел к мальчику и увел его с кладбища.»

(Б.Пастернак «Доктор Живаго»)

Рано или поздно перед нами неумолимо встает реальность смерти. Горе, которое невозможно измерить, боль, которую невозможно выразить, сжигает нас, забирая все силы.

В этой тяжелой ситуации, в суете похорон, поминок и других печальных ритуалов очень важно не забыть о детях, которые переживают трагические события вместе с нами. Они отчаянно нуждаются в нашей помощи, внимании и поддержке.

Как же мы можем помочь детям, столкнувшимся с реальностью смерти?

Прежде всего, просто будьте рядом. Не бойтесь показать ребенку свои слезы. Скрыть их совсем вы все равно не сможете. Дети очень проницательны, они всегда чувствуют ваше эмоциональное состояние, степень вашего напряжения. Если вы будете отстраняться, отодвигаться от ребенка, переживая свое горе, он будет чувствовать сильную тревогу, неуверенность, страх. И наоборот, не скрывая свое горе, вы можете показать, что иногда горевать и давать волю своим чувствам — это вполне естественно.

Брать или не брать ребенка на похороны — вопрос непростой. Но как бы вы его ни решили, заранее обговорите с ребенком, как все будет происходить. Сколько будет человек на кладбище, закрытый будет гроб или открытый, также обязательно сообщите, что в любой момент, как только захочет, он сможет уйти. Но помните, бурная реакция взрослых (крик, истерика, причитания) могут испугать ребенка, особенно эмоционального и впечатлительного.

Как объяснить ребенку, что все таки произошло с родным человеком, что такое смерть? Важно обсуждать это в простых доступных выражениях. Найдите подходящее время, когда никто не будет вам мешать. Сядьте вдвоем с ребенком, обнимите его. Можно сказать примерно так: «Наш папа умер. Он заболел тяжелой болезнью (честность обязательна!). Нам будет не хватать его, но мы будем часто вспоминать о нем.»

Постарайтесь расположить ребенка так, чтобы он не боялся и не стеснялся задавать вопросы. Не бойтесь говорить слова «смерть», «умер». Вспомните, он уже слышал их и знает что-то о смерти, например, из сказок. Только, в отличии от реальности, в сказках момент смерти преходящий. Мертвую царевну целует королевич, и она просыпается. Спящая красавица тоже благополучно оживает.

И хотя ребенок после 3-х лет уже начинает догадываться о необратимости смерти (птички, рыбки, хомячки умирают и больше не возвращаются), однако еще долго, лет до 9–10, они верят, что им самим, как-нибудь удастся придумать замечательный способ этого избежать.

И все-таки ребенок может задать прямой вопрос, что же такое «умер». Не углубляясь в эту тему, можно сказать, что «умер» — это значит, что организм человека перестал делать то, что делал раньше. Дышать, слышать, чувствовать. Но обязательно поясните, что только очень тяжелая болезнь может привести к смерти (иначе ребенок может начать беспокоиться из-за обычного насморка), и что мы будем жить еще долго-долго, и сможем много всего увидеть и достичь.

Ребенок может задать вопрос, не он ли является одной из причин смерти близкого ему человека? Следует принять этот вопрос серьезно, с искренними заверениями в его невиновности, ведь ребенок еще очень эгоцентричен, и может считать, что если он, например, был рассержен и плохо думал об этом человеке, то это вполне могло привести к смерти.

При объяснении постарайтесь избегать таких выражений, как «уснул вечным сном» или «ушел от нас». Дети понимают все буквально и позже у них может возникнуть страх уснуть и не проснуться, или беспричинный страх, когда мама уходит из дома, что она больше не вернется.

Умер — это значит «уехал далеко и надолго…». Такая версия разъяснения исчезновения любимого человека достаточно распространена, но и настолько же неудачна. С одной стороны, ребенок продолжает ждать и надеяться на встречу, он живет совместно с умершим построенными планами и обещаниями. С другой, малыш начинает вдруг понимать, что он единственный, с кем родной человек «забыл» попрощаться, поскольку все, кроме него, знают о том, что этот человек «уехал далеко и надолго».

Если религия играет важную роль в семейной жизни, то она может оказаться одним из главных источников поддержки в ситуации, когда ребенок сталкивается со смертью. Однако не стоит прибегать к помощи религии, если до печального события семья не проявляла особенной веры, поскольку в таком случае тревога ребенка может усилиться.

Осознание смерти — процесс очень постепенный, и о том, что произошло, надо говорить не один раз. Многие родители считают, что разговоры о смерти травмируют ребенка, и поэтому тема смерти становится запретной. Но, в дейстительности, если вопросы останутся без ответов, то нанесут малышу более тяжелую травму и будут долгое время мучить его.

И в заключение хочу сказать, дети рождаются, чтобы жить в мире, который состоит не только из любви, радости и удовольствий. Повзрослев, они неизбежно столкнутся со смертью, предательством, несправедливостью. То, как они встретят эти испытания, во многом зависит от опыта, накопленного ими в детские годы. Ребенок понимает гораздо больше, чем кажется взрослым, поэтому разговаривайте со своими детьми обо всем, что кажется для вас и для них важным, не оставляйте без объяснений увиденное.

Елена Немировская¼/p>



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.