Мама, я не хочу так жить!

У моей подруги проблема с ребёнком-девочке 14 с половиной лет, и она абсолютно не понимает мать. По порядку. Они живут без отца с тех пор, когда девочке исполнилось 3 года. Развелись. Дочь почти не общается с отцом, он лишь платит алименты и видит дочь очень редко, хотя живут в одном городе. Раньше девочка была помощницей по дому, слушала советы матери и в школе не было серьёзных проблем. Сейчас же — по дому делать ничего не хочет (даже чашку помыть лень за собой), школу прогуливает, зато с друзьями гуляет до ночи.

Скажу ещё, что мать со своей стороны пытается общаться с ней, как со взрослой, объясняет, приводит примеры из жизни, распределяет обязанности по дому, покупает ей вещи и т.д. То есть, ребёнок не ущемлён в чем-то. Но как попытаться достучаться к девочке — мать уже не знает. Постоянные ссоры, ругань (из-за поздних приходов домой, невыполнения домашней работы и прогулов в школе).

На слова о необходимости учёбы ответ — «Я не хочу учиться», на слова о домашней работе — «Сама делай», на слова о друзьях — «Если будешь ругать, вообще уйду из дома».

Очень часты приступы агрессии, истерик, в таком состоянии режет себе руки острыми предметами, бьёт кулаками в стены до крови, говорит о суициде — «Я не просила меня рожать», «Лучше умереть,чем так жить» и т.д.

Психологи, посоветуйте плиз, что делать. А я постараюсь передать подруге эти советы.

Ответ

Было бы замечательно услышать историю из первых уст. Потому что любая передача немного искажает информацию.

В Ваших словах проскальзывает недовольство ребенком, осуждение девочки за ее поведение (возможно это трансляция чувств Вашей подруги).

Но пока отвечу исходя из того, что услышала.

1. Распределение прав и обязанностей в семье.

Что делает мать, что делает дочь — должно быть четко оговорено. Так же должно быть оговорено то, что будет, если условия договора не будут соблюдаться.

Например:

Дочь обязуется мыть за собой посуду.

Мать обязуется давать ей карманные деньги в определенном размере.

Если условие первого пункта нарушается, то второй пункт корректируется (сумма карманных денег ограничивается или они вообще перестают на какое-то время выдаваться).

Распределение должно быть написанно письменно и согласовано обоими сторонами.

Важно дать понять дочери, что мать НЕ ОБЯЗАНА ее содержать, что это акт ее доброй воли.

2. Возможно, девочка внешне выглядит взрослой, но она таковой пока не является. Гормональная перестройка, резкие перепады настроения, переоценка ценностей, характерная для этого возраста деляют ее крайне уязвимой. Отрицание мира, непринятие себя, любую малейшую критику, любое замечание превращают в конец света.

Маме стоит вспомнить себя в этом возрасте. Вспомнить, как родители казались монстрами, созданными для того, чтобы портить настроение и ломать планы. Казались. Это временное явление, которое надо пережить, как болезнь, с пониманием, что это недомогание пройдет. С любовью, которая поможет преодолеть этот нелегкий промежуток времени.

3. Родители — не авторитет.

Подростковый возраст — период социальной зависимости ребенка. Мнение ровесников становится важнее мнения родителя. Как выглядишь, насколько тебя принимают, как ты адаптирован в коллективе, принадлежность к какой-либо группе, авторитет в ней — становится определяющим в жизни.

Как же достучаться до ребенка в это время?

Если говорить ему прямо, с давлением, кроме сопротивления ничего не добиться.

Зато замечания походя, вскльзь, могут изменить все.

«Вчера у тебя была прическа с которой ты выглядела потрясающе, но ты можешь ходить так, как считаешь нужным» — и спокойный, почти равнодушный тон.

4. Четветый пункт стоило поставить первым.

Ребенок прямо заявляет о том, что ее жизнь невыносима.

Что происходит в семье такого, что вызывает данную реакцию?

Из Вашего письма видно, что мама уделяет дочери много внимания. Может, его СЛИШКОМ МНОГО?

Вы написали о том, что дочь не понимает мать.

Она не может и не должна пока ее понимать. Дочь только учится жить, учится быть взрослой, ей еще только предстоит стать матерью и тогда понять ее. На данный момент понимание скорее должно быть у матери, потому что она уже была маленькой. Насколько она понимает и принимает свою дочь.

Любит ее, говорит ей о том, что ее дочь самая для нее лучшая, самая хорошая, самая любимая, родная и дорогая. Не смотря ни на что.

Определите несколько моментов основных. Важных. Например — звонить, что жива-здорова, если задерживается и мыть за собой посуду. И все. За остальное мать не ругает ни под каким видом, так как это не важно. Если обязанностей слишком много у ребенка, сколько не делай, не выйдет быть хорошим и любимым. Для физического здоровья ребенка НЕОБХОДИМО его обнимать или гладить (есть словесные «поглаживания»)Е МЕНЕЕ 8 РАЗ В ДЕНЬ. Каждой маме это надо знать, как азбуку.

5. Личная жизнь матери.

Это важнейшая составляющая в их общении. Когда внимание матери сосредоточено только на одном человеке, это стновится невыносимым для обоих. Насколько мать смогла устроить свою личную жизнь. Какой пример для дочери был с ее стороны, чему дочь у нее может научиться, как женщина?

Какие отношения с мужчинами были у матери. Была ли она счастлива в жизни.

Эти моменты важны для бессознательного прогнозирования дочерью своей жизни.

Если мать своим примером показывает дочери, что жизнь — тяжкий безпросветный труд, война полов, жертва во имя ребенка, то хочется ли дочери такой жизни, хочется ли ей понимания матери и следования ее примеру?

У Вашей подруги сейчас трудный период. Его можно пережить одной, можно обратиться к семейному психологу, который поможет найти маме и дочке общий язык.

Ирина Романенко



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.