Моя семья в виде животных

В данной статье я разберу реальный пример эксперимента с использованием экспрессивного проективного теста «Моя семья — в виде животных». Это происходит следующим образом. Испытуемому дается задание нарисовать свою семью в виде животных. При этом не объясняется значение слова «семья» и разрешается рисовать любыми подручными средствами (карандаши, ручки, фломастеры, пастель). Просят подписать, кого нарисовал первым, и какие животные нарисованы.

В зависимости от поставленной задачи рисунок анализируется и интерпретируется. Учитывается буквально все: расположение Объектов рисунка на листе бумаги, нажим, штриховка, чем испытуемый рисовал Объекты, кого первым рисовал, какое животное выбрал, соотношения каждого Объекта, их взаимодействие на рисунке.

Как и в любом эксперименте, прежде всего нужно поставить гипотезу. В данном случае была очень замечательная гипотеза (как я считаю). Посмотрим же вместе, подтвердилась ли она на практике…

ГИПОТЕЗА

Испытуемые: молодая семейная пара, собирающаяся вскоре пожениться. Обоим по 26 полных лет. Вместе живут уже полтора года. Недавно подали заявление в ЗАГС. У каждого это первый брак.

У мужчины (М) полгода назад умерла мать. Женщина (Ж) из Москвы, М переехал из другого города примерно 2 года назад. До переезда к нему Ж жила с родителями ( мать и отец живы, и они видятся каждую неделю).

Гипотеза: Рисунки должны выявить соотношение старой и новой семьи в нарождающейся паре. Гипотеза состоит в том, что в такой паре должно быть очень велико влияние, как старой семьи (родителей), так и новой (будущий муж, жена). Возможно превалирование будущего супруга над родителями.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

Рис. 1 Рисунок, который нарисовал мужчина (м)

Рис. 2 Рисунок, который нарисовала женщина (ж)

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА

М очень долго приступал к эксперименту, объяснив это тем, что никогда не представлял себе родных животными. Ж нарисовала свой рисунок очень быстро и уверенно, задумавшись только над объектом №3 (она сама). Оба испытуемых выбрали ручки с черной пастой.

М сначала в центре нарисовал маму (Объект №1), потом правее отца (Объект №2), потом после долгих раздумий подрисовал левее матери сестру (Объект №3) и отдал экспериментатору рисунок. Когда его спросили, где на рисунке находится он сам — пририсовал себя рядом с отцом (себя нарисовал очень быстро). Наблюдая за тем, как рисует его будущая жена, спохватился и попросил разрешения дорисовать еще один Объект. Расстроился. Дорисовывать не стал. Когда позднее его попросили сказать, есть ли на рисунке место его будущей жене, утвердительно (не задумываясь) кивнул и отметил это место на рисунке галочкой. Когда спросили, в виде какого животного он бы ее нарисовал, ответил, что кошкой. Все женские Объекты у него кошки, а мужские — собаки.

Ж сначала уверенно нарисовала своего будущего мужа (Объект №1, воробышек), затем так же быстро нарисовала маму (Объект №2, курица). Над собой думала минут 5 (Объект №3, волчица).

РАЗБОР РИСУНКА МУЖЧИНЫ (Рис. 1)

Примечательно, что центр рисунка занимает образ Матери, которая недавно умерла. Это говорит о том, что М еще не пережил потерю.

Рисунок инфантилен. На нем показана несуществующая семья, которая была у него в детстве. И он сам чувствует, что ему в ней не место (об этом говорит тот факт, что ни себя, ни свою жену он в рисунок Семьи изначально не включил).

Рисунок состоит из одних голов («эффект лица»). Это говорит о том, что эти образы (Объекты 1-3) не продуманы у него в голове. Они как бы есть, а как бы их нет.

Отсутствие жены в рисунке может говорить о неготовности испытуемого к созданию собственной семьи. Возможно, это связано с неоплаканностью утраты значимого для него человека (матери).

То, что для себя испытуемый выбрал правый угол, говорит о его стремлении быть похожим на архитипического отца. Отца, которого он сам себе выдумал.

Есть гипотеза, что данный рисунок был следствием бессознательного желания скрыть свое отношение к жене, так как они рисовали рисунки в одном месте. Для подтверждения данной гипотезы необходимы отдельные опыты, не рассматриваемые в данной статье.

Примечательно деление образов на мужские и женские. Мужчины — собаки, женщины- кошки. Это может говорить о стереотипности мышления или о большой скрытности (опять возникает гипотеза о сокрытии истинного отношения к значимым для него людям). Отсюда можно сделать вывод, что М — человек не эмоциональный, скрытный. Это может указывать на фиксацию М на анальной фазе. 

РАЗБОР РИСУНКА ЖЕНЩИНЫ (Рис. 2)

Первым был нарисован будущий муж, что говорит о большей значимости для Ж именно этого объекта.

Первое, что бросается в глаза — схожесть образов матери и мужа. Только мать как бы уходит, а муж, наоборот, приходит. Это говорит о том, что Ж выбрала себе мужа по образу своей матери.

То, что в образе семьи при этом присутствует еще и мать, может говорить об отсутствии сепарации (отделения) между Ж и матерью. Этим можно объяснить схожесть объектов 1 и 2. Ж. просто заменяет мать на мужа, а не ищет «третьего». Скорее всего Ж. зафиксирована на оральной стадии.

Настораживает отсутствие образа отца. Когда испытуемую спросили про отца, она удивилась. Для нее самой было неожиданно отсутствие отца на рисунке. Самой ей это отсутствие в глаза не бросилось. Она ответила, что рисунок и так гармоничен. Это говорит о конфликтах между отцом и этой девушкой.

Интересен еще тот факт, что себя она видит волчицей (хищником), когда остальные образы у нее на рисунке птичьи (жертвы хищника). Про волчицу она говорит: волчица-мать. На рисунке она не выглядит агрессивной. Тут возможна скрытая агрессия. Есть гипотеза, что агрессия направлена не на членов семьи, а вовне семьи (на внешние обстоятельства). У экспериментатора создалось ощущение, что Объект №3 на рисунке — страж, охраняющий свою собственность.

У Объекта 1 присутствует фаллический символ (клюв), что говорит о сексуальной привлекательности для Ж этого объекта. Это еще говорит о его «маскулинности», так как у других Объектов на рисунке я фаллические символы не обнаружила.

Вид у волчицы грустный или, скорее, уставший. Это говорит об эмоциональном состоянии испытуемой на время эксперимента.

ТАК ВЕРНА ЛИ ГИПОТЕЗА?

Ну как, друзья, верна ли моя гипотеза?

Не буду Вас мучить — гипотеза оказалась верна лишь отчасти. У обоих испытуемых присутствуют образы родителей на рисунках. Это говорит об их большом влиянии на испытуемых.

Сложно сказать, что было бы на рисунке у М, если бы у него недавно не умерла мать. Мать — самый значимый объект у каждого человека. И сейчас у М мать занимает все его мысли, вытесняя будущую жену. Чтобы сохранить воспоминания о матери, М пытается удержать в своем сознании семью из своего детства. Возможно, у него  действует защитный механизм «отрицание» (отрицание очевидного, но болезненного).

После опроса было выяснено, что у М: 1. Мать умерла; 2. Отец скоро женится на другой женщине, с который у него был роман еще при жизни матери; 3. Сестра давно вышла замуж (более трех лет назад) и живет с мужем и ребенком отдельно от отца. Семьи, которую он нарисовал, нет уже приблизительно 3 года.

Рисунок Ж подтверждает выдвинутую гипотезу. На рисунке видно влияние на Ж как матери, так и будущего мужа.

Конечно, для чистоты эксперимента, требуется собрать рисунки у большего количества брачующихся пар.

Можно рекомендовать данный тест каждой паре, решившей пожениться, для выявления тайных мотивов и противопоказаний.

Данная же пара, к сожалению, не готова к оформлению своих отношений. Ж пытается заменить М свою мать, а не видит в нем отдельного человека, а М еще не оправился от перенесенной травмы.

Курбатова Мария



Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.