На острие азарта

Изобретя деньги, человечество немедленно принялось выдумывать способы их сравнительно честного отъема или увода друг у друга. Одним из  способов призрачно легкого обогащения  стала азартная игра. Играет человечество так давно, что уже забыло, когда начало. Кости  появились ещё в Древнем Египте, а игра, похожая на современные карты, была изобретена в Китае в XII веке. В попытках унять чрезмерно азартных, игрокам рубили пальцы и кисти рук, ссылали, казнили – но армия попавших на острие азарта все ширилась и ширилась.

Болезненное пристрастие к игре существует столько же, сколько существуют сами азартные игры. Среди тех, чьи портреты мозолили нам глаза со школьных стен, а биографии с подачи строгой учительницы литературы приходилось учить наизусть, было немало патологических игроголиков – только в школе нам об этом почему-то ничего не рассказывали…

О ЧЕМ НЕ УЧАТ В ШКОЛЕ

В 1793 году бытописатель тяжелой судьбы легкомысленной стрекозы баснописец Крылов получает от Екатерины Второй жалованье за пять лет для завершения образования за границей. За границу Иван Андреевич не едет, а становится профессиональным карточным игроком. Математические способности позволяют ему часто выигрывать, так что временами Крылов пребывает в уверенности, что ухватил фортуну за хвост, раскрыл секретную формулу игры – что не мешает ему, в конце концов, проиграть абсолютно все, что он имеет. Впоследствии баснописец полностью отрекается от карт, но в результате у него развивается патологическое обжорство, вошедшее в легенду…

Ф. М. Достоевский был способен писать, только проигравшись в пух, оставшись без гроша в кармане, прозакладывав все свое имущество и не имея возможности начать игру снова. Лишь угроза голодной смерти позволяла великому русскому писателю на время овладеть пагубным пристрастием, вытеснявшим его творческий талант.

Даже «наше все» Александр Сергеевич Пушкин был далеко не чужд адреналиновой волны азарта, более того, поэт признавался, что карты – его единственная привязанность. После его гибели царю-самодержцу, описанному в школьных учебниках душителем и топтателем великого таланта земли Русской, пришлось назначить специальный опекунский совет, занимавшийся исключительно погашением огромных карточных долгов азартного поэта.

КУДА ЛЯЖЕТ ФИШКА

Зависимость от азартных игр — игроманию – называют еще гемблингом (gambling) или лудоманией (ludo — играю). Любая форма игры, где присутствует призрачная возможность огромного выигрыша, будь то рулетка, тотализатор, игровые автоматы или лотереи, может стать отправной точкой для ее формирования. Иногда для формирования стойкой зависимости достаточно поиграть всего несколько часов подряд! Национальная ассоциации США по проблемам азартных игр отмечает, что любой житель планеты может стать игроголиком с вероятностью 48%. Для сравнения: вероятность стать алкоголиком та же ассоциация оценивает в 34%, а уголовным преступником – в 6%.

Только в Санкт-Петербурге около 40 тысяч жителей страдают игровой зависимостью. В США 51,2 миллиона жителей посещают казино, 15,4 миллиона страдают патологической зависимостью от азартных игр, а 3 миллиона игроков обращаются с этой проблемой к психотерапевтам. Установлено, что в США заядлые игроки ежегодно проигрывают свыше 20 миллиардов долларов. В маленькой Швеции жизнь более 10 миллионов заядлых игроков полностью подчинена болезненной страсти. Курс лечения в шведской клинике обходится в 200 тысяч долларов и успешен только в половине случаев.

Игроманами чаще становятся мужчины, чем женщины. Опасность оказаться на игле азарта особенно велика для подростков, склонных воображать себя суперменами, но слишком ленивыми и безвольными, чтобы напрягаться для достижения поставленных целей. Зависимость легко отличить от просто увлечения – при попытках прекратить игру на более или менее длительный срок у игроков развивается настоящий похмельный синдром. Отлученный от вожделенного процесса, игрок становится вялым, раздражительным, мучается от головных болей и бессонницы… Но все эти симптомы исчезают как по мановению волшебной палочки, стоит игроку снова попасть за покерный стол или на бега.

ДЕВОЧКИ, ЖИВУЩИЕ В СЕТИ

Представим себе родителя, добровольно выдающего своему отпрыску бутылку водки и стакан – дескать, на, попробуй, или покупающему ему в подворотне дозу героина. Звучит абсурдно? Еще бы! Между тем, в формировании компьютерной аддикции – зависимости от компьютерных или видеоигр – чаще всего именно родители делают первый шаг, покупая ребенку в подарок видеоприставку или мощный игровой компьютер. «Пусть лучше дома играет, к технике приобщается, чем шатается по двору», — рассуждают обычно. Спустя несколько месяцев чадо «приобщается к технике» настолько, что просто страшно делается: учеба полностью заброшена, под глазами – фиолетовые круги, школьные друзья все вдруг куда-то подевались, а само чадо всем видом и поведением напоминает ходячего покойника, оживающего только при обсуждении той или иной компьютерной игры или вопросов модернизации компьютера.

Изначально энтузиазм специалистов по поводу обучающих возможностей компьютерных игр был очень велик – они-де и пространственное мышление развивают, и быстроту реакции, и учат мыслить логически… Сейчас все чаще приходится встречать совсем иное мнение: все, чему может научить компьютер – это очень быстро нажимать на кнопки. 

Особая статья – Интернет-аддикция, или зависимость от общении и игр в сети. К числу всех прочих бед, которые принес Интернет исстрадавшемуся человечеству (доступные любопытным деткам порнографические сайты, взламывающие государственные секреты хакеры, разрывающий семейные узы кибер-секс) добавилась еще одна: сеть вызывает мощнейшее привыкание, сравнимое с героиновой наркоманией, причем в отличие от других форм игромании, подвержены ей, в первую очередь, женщины и дети.

Зависимые от «железного друга» дети, действительно, не шатаются по подворотням, чаще всего они вообще предпочитают не выходить на улицу, делая исключение только для компьютерных рынков или магазинов, но и дома они находятся лишь физически, отвечая молчанием или раздраженно отгрызаясь на все попытки близких установить хоть какой-нибудь контакт.

К несчастью, к этой форме зависимости особенно склонны «ботаники» — интеллектуалы, не получающие должного признания среди сверстников, и ищущие его в иных местах.

Если тебе кажется, что твой ребенок «подсел» на Интернет, попробуй оценить масштабы проблемы с помощью специально разработанного теста:

Ответы даются по 5-балльной шкале: 1 — очень редко, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — очень часто, 5 — всегда.

1. Как часто ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто ваш ребенок формирует новые отношения со своими друзьями по сети?
5. Как часто вы жалуетесь на количество времени, проводимое вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба вашего ребенка страдает из-за количества времени, проводимого им в сети?
7. Как часто ваш ребенок проверяет свою электронную почту, прежде чем делать что-либо еще?
8. Как часто ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто вы заставали своего ребенка пробравшимся в сеть против вашей воли?
11. Как часто ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
13. Как часто ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили во время пребывания в сети?
14. Как часто ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у вас еще не было Интернета?
15. Как часто ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто ваш ребенок ругается и гневается, когда вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто ваш ребенок злится или становится агрессивным, когда вы накладываете ограничения на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто ваш ребенок чувствует подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать влияние Интернета на жизнь своего ребенка и всей семьи. Если сумма баллов 80 и выше, необходима помощь психолога или психотерапевта.

Что же делать? Ведь без компьютера, подключенного к Интернет нынче, наверное, живет только семья староверов Лыковых на далекой сибирской заимке…

С самого начала нужно отдавать себе отчет, что ситуация «ребенок и компьютер» таит в себе ровно те же опасности, что и «ребенок и алкоголь», или «ребенок и наркотик». Детская психика уязвимее взрослой, и любые формы зависимости возникают легче. Необходимо ввести «внутрисемейные правила пользования» «железным другом». Время, которое ребенок проводит в сети или в обнимку с пультом от видеоприставки, должно быть жестко ограничено. Обязательно вовлекай чадо в иные формы деятельности, где присутствует азарт, конкуренция, даже агрессия – спорт, особенно коллективный – футбол, баскетбол, сквош, фитнесс, интеллектуальные викторины.

Задумайся: возможно, дело в том, что времени поговорить или заняться чем-то вместе с сыном и дочерью катастрофически не хватает, и компьютер был приобретен как средство откупиться от утомительного общения – подростки ведь бывают и ершисты, и занудны, а мы так устаем на работе, что у нас едва хватает сил телевизор смотреть. Если это действительно так, пора бить тревогу и обращаться за консультацией к семейному психологу.

ЛЕКАРСТВО ОТ АЗАРТА

В России медицинское изучение игромании началось совсем недавно – чуть более 10 лет назад. В 1996 году в Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева обратился мужчина с жалобами на неспособность контролировать свое увлечение азартными играми. С тех пор масштабы проблемы, по словам специалистов, значительно увеличились. Нередко к психиатрам и психологам обращаются отчаявшиеся родственники: «Дочь взяла кредит в 15 тысяч долларов и все проиграла, помогите!», «Сыну 45 лет, он проиграл 200 тысяч, которые вся семья копила на строительство дома. Масштабы проблемы осознает, но не может удержаться, срывается и снова играет»…

Ольга, кассир зала игровых автоматов: – Люди приходят разные, — и рабочие, и бизнесмены, и старенькие бабушки. На моей памяти один человек проиграл сто тысяч. Иногда я спрашиваю у приходящих сюда людей, почему они приходят снова и снова? Они отвечают, чтобы вернуть проигранное, отыграться. В итоге они проигрывали еще больше.

Елена, посетитель зала игровых автоматов: Один мой знакомый говорил, что даже музыка игровых автоматов притягивает его. Наверное, жертвы игровых автоматов так сильно втягиваются в игру, что перестают отдавать себе отчет о происходящем, ничего не соображают, подобно одурманенным наркотиками. Окружающий мир таким людям не интересен, главное для них это – игра . В азарте человек забывает обо всем. Ни в одном из игровых залов вы не увидите часов. Шторы, как правило, наглухо закрыты. Клиент не должен замечать, как бежит время. Главное – выиграть.

Рассказывает сотрудник психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, член Российской психотерапевтической ассоциации, медицинский психолог Андрей Четвериков: «Мы наблюдаем неуклонный рост обращений людей с различными формами игровой зависимости, причем данная тенденция характерна не только для мегаполисов и крупных городов, но и для   сравнительно небольших населенных пунктов, население которых не превышает 200-250 тыс. Гемблинг имеет все признаки патологической зависимости и также разрушительно влияет на личность, как и любая химическая аддикция. Более того, по скорости формирования и тяжести последствий гемблинг можно сравнить с опиатной наркоманией. Разрушение семьи, потеря работы, утрата привычных интересов, круга общения, социального статуса и достижений, асоциальное поведение и противозаконное действия — вот только видимая верхушка айсберга».

По мнению врача-психотерапевта Юлии Морозовой, специалиста голландской клиники Dijk en Duin, опасность гемблинга часто недооценивается людьми, ведь образ сверкающего огнями казино и  его роскошной публики кажется гораздо более невинным и гораздо  более притягательным, чем образ спившегося забулдыги, валяющегося с бутылкой под забором. Согласно статистике, до 60% игроков попадают в сферу преступного мира, совершая в том числе насильственные преступления.

На вопрос о лечении игромании специалисты не дают однозначного ответа. «Создание наиболее эффективных методов лечения — одна из задач, которая в настоящий момент стоит перед научным психотерапевтическим сообществом, — говорит психолог Четвериков. «Сейчас применяются комплексные виды терапии. Гармонизация отношений и распределение ответственности за зависимость на все окружение игрока, создание атмосферы принятия и поддержки — одни из основных факторов выздоровления. К сожалению, «волшебной таблетки», позволяющей вылечить от гемблинга, не  существует, успех терапии зависит в большей мере от того, насколько игрок и его ближайшее окружение готовы противостоять зависимости. И в этом контексте прогноз не слишком успокаивающий». По словам доктора Морозовой, некоторые перспективы имеет медикаментозное лечение препаратами из группы антидепрессантов, однако в одном специалисты единодушны: чудесное исцеление игромании невозможно. Так же, как невозможно играть и остаться в выигрыше…

Недавно Президент России подписал Закон о государственном регулировании игорного бизнеса. Захотят ли владельцы игорных домов и казино следовать ужесточенным правилам? Повлияет ли это на эпидемию игромании, все более охватывающую страну? И кто позаботится о тех «благополучных» детях и подростках, навсегда заблудившихся в сетевых просторах в поисках тепла, участия, любви?

Делайте ваши ставки, господа…

Ильина Светлана



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.