Некоторые задачи российской арт-терапии в общеевропейском контексте

Специалисты из Российской Федерации в последние годы становятся участниками интересного и продуктивного диалога с представителями арт-терапевтических сообществ из разных стран и регионов Большой Европы. Подтверждением этого является не только участие отечественных арт-терапевтов в международных конференциях и их частные контакты с зарубежными коллегами, но и институциональное сотрудничество в форме двусторонних и многосторонних проектов в сфере арт-терапевтического образования и научных исследований, а также обмен практическим опытом между лечебными, образовательными и социальными учреждениями России и других стран.

Так, например, начиная с 2006 г. стала действовать программа обменов группами студентов и преподавателей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и Университета Ниймегена (Нидерланды). За последние четыре года на страницах ведущих зарубежных периодических арт-терапевтических изданий и сборников научных трудов было опубликовано более десяти научных работ, подготовленных студентами и преподавателями арт-терапевтической программы вышеназванной Академии. В стадии активной разработки в настоящее время находится проект совместного обучения аспирантов, занимающихся исследованиями в области арт-терапии, силами профессорско-преподавательского состава из России и стран Западной Европы. Реабилитационное отделение одной из психиатрических больниц Санкт-Петербурга развивает сотрудничество с голландской психиатрической клиникой в плане обмена арт-терапевтическим опытом, и голландский студент даже планирует пройти у нас клиническую стажировку. Это лишь некоторые примеры «набирающего обороты» сотрудничества.

Насколько готовы отечественные специалисты и организации к диалогу с западными арт-терапевтами? Как показал опыт нашего общения с ними, помимо языкового барьера, эффективным контактам могут препятствовать и иные факторы – административные процедуры, разница в менталитетах и этических нормах, плохая «переводимость» некоторых ключевых понятий и представлений отечественной психологической школы и многое другое.

Включаясь в такой диалог, знакомясь с разными национальными и региональными арт-терапевтическими традициями, все больше начинаешь осознавать многоликость европейской арт-терапии. Являясь частью общего информационного, культурного, экономического и политического «пространства», европейские арт-терапевтические школы, в то же время, отражают своеобразие местных менталитетов, культур и укладов, а также разную степень «зрелости» самого метода в той или иной части Европы.

Не секрет, что между отдельными группами специалистов внутри профессионального сообщества арт-терапевтов порой могут существовать глубокие различия и противоречия. Анализируя разные точки зрения на арт-терапию и используя при этом социологические представления, Д. Уэллер (Waller 1991) предлагает использовать «процессуальную» модель арт-терапи, в соответствии с которой эти точки зрения и конфликты внутри сообщества специалистов являются факторами осознания ими своей миссии и того, что становление и развитие арт-терапии представляет собой сложный эволюционный процесс.

«Различные сегменты (профессионального сообщества арт-терапевтов) могут обладать разной идентичностью, разным пониманием своего прошлого и целей своей дальнейшей работы, включаясь, в то же время, в разные виды организованной совместной деятельности, помогающей им отстоять свои институциональные позиции и реализовать свою социальную миссию. Соревнование и конфликт между разными сегментами профессионального сообщества приводят к изменениям в профессиональных позициях. Благодаря использованию этой модели можно было бы показать, как конфликты в арт-терапевтическом движении, часто воспринимаемые как потенциально разрушительные, в конце концов, могут быть разрешены, обусловливая переход профессионального сообщества на новый уровень его развития» (Waller 1991, pp xiv-xv).

Более того, если говорить о развитии современной психотерапии, к одной из форм которой можно отнести арт-терапию, то существование множества ее вариантов и направлений с характерными для них и далеко не всегда согласующимися системами взглядов является вполне естественным и отвечающим реалиям современного общества. Толерантность к различиям в европейской арт-терапии и психотерапии, в целом, выступает в качестве предпосылки профессионального диалога и синтеза разных систем взглядов и отвечает принципам Страссбургской декларации по психотерапии (EAP 1991).

Подобная толерантность характерна и для такой международной организации как Европейский консорциум арт-терапевтического образования – ЕКАТО (ECArTE 1999a, 1999b, 2000), членом которой в 2005 г. стала Санкт-Петербургская государственная академия постдипломного педагогического образования.

Выступая на одной из конференций консорциума в Лондоне, почетный президент ЕКАТО, профессор Мюнстерского Университета Лин Коссолапов подчеркнула, что «аккумуляция национальных, этнических и культуральных ингредиентов является альтернативой конформизма и источником дивергентного мышления и поведения в среде профессионалов… Каждая страна и каждый регион имеют свои собственные арт-терапевтические традиции. Эти местные традиции являются основой европейской арт-терапии как целостного феномена» (Kossolapow 1999a).

Таким образом, часто произносимый в последнее время лозунг «Единство в многообразии», отражающий активно протекающие в мировом сообществе интегративные процессы, в полной мере соответствует современному этапу развития европейской арт-терапии, для которой характерно стремление специалистов разных стран сопоставить свои точки зрения и создать условия для наиболее продуктивной профессиональной коммуникации.

Наличие разных точек зрения на арт-терапию в европейском и мировом контексте представляется тем более естественным, если учесть, что она является относительно молодой областью профессиональной практики. Дальнейшее поступательное развитие отечественной арт-терапии в общеевропейском контексте тесно связано с решением следующих задач.

  1. Эффективным обменом информацией, касающейся организационных, теоретических и практических вопросов арт-терапии. а также вопросов профессиональной политики в этой области (что связано с переводом и публикацией разных арт-терапевтических изданий, подготовкой совместных книг, созданием транснациональных профессиональных периодических изданий и электронных информационных ресурсов).

  2. Развитием научных исследований в арт-терапии и практики, отвечающей требованиям научной доказательности (evidence based ptactice). Немаловажная роль при этом может принадлежать совместным двусторонним и многосторонним исследовательским проектам с арт-терапевтами разных стран, проведению международных конференций и другим мероприятиям.

  3. Участием в разработке и согласовании общих для разных стран Европы образовательных стандартов в области арт-терапии и развитием системы обменов студентами и преподавателями разных стран. В настоящее время существуют региональные и национальные арт-терапевтические образовательные стандарты, однако общеевропейские стандарты еще не вполне определены. В то же время, уже создан проект общеевропейской учебной программы «Европейский магистр арт-терапии», поддержанный Европейским Союзом.

Обсуждая вопросы формирования общеевропейских стандартов в области арт-терапевтического образования и практики, в качестве некоторых важнейших следствий их принятия Л. Коссолапов (Kossolapow 2000) называет:

  • европейскую интерактивность, позволяющую арт-терапевтам работать с представителями разных культурных сообществ, различающихся по признакам их расовой, этнической, классовой, конфессиональной принадлежности;

  • европейскую самокритичность, связанную со способностью специалистов критически оценивать свои взгляды и профессиональные позиции;
  • европейскую мобильность и ориентированность специалистов в правовых, этических и административных вопросах арт-терапевтической деятельности в разных странах;
  • европейский профессионализм – способность специалистов в области арт-терапии к эффективному рабочему взаимодействию со своими коллегами из других стран и включаться в институциональную среду медицинских, образовательных и социальных учреждений в разных регионах Европы;
  • европейскую мультикультуральность – способность специалистов сравнивать глобальные, национальные и региональные социо-культурные традиции, принимать различия в образе жизни, обычаях и верованиях жителей разных стран и регионов Европы и терпимо к ним относиться.

Европейская арт-терапия отнюдь не стремится вырабатывать стандартные подходы и способы решения проблем. Она ориентирована на исследование и интеграцию разного опыта, вырастая из местных культур и впитывая в себя иные культуры. Использование разных техник и подходов, с учетом конкретных условий жизни людей и их проблем является ее несомненным достоинством.

Литература:

  • ECArTE (1999a) A Directory of European Training Courses.

  • ECArTE (1999b) Arts Therapies 2000: Abstract Book of the 5th European Arts Therapies Conference. Munster-Hamburg-London: Lit Verlag.

  • Kossolapow, L. (1999) In ‘ECArTE: A Directory of European Training Courses’, 13-20.

  • Kossolapow, L. (2000) In ECArTE Newsletter, 1-3.

  • Waller, D. (1991) Becoming a Profession. London: Routledge

Копытин А.И.

Статья предоставлена: ИНОВИДЕНИЕ — Выставка творчества душевно иных

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.