Ох уж эти комплексы!

Психологическая грамотность населения достигла таких невиданных доселе высот, что специалисты в области душевного здоровья начали избегать употребления некоторых терминов, не без основания полагая, что массовый характер использования стирает изначальный их смысл. Такая судьба постигла, в частности, один из основополагающих терминов психоанализа – «комплекс». Остроумный народ придумал массу производных, которые с удовольствием и употребляет – например, глагол «комплексовать», что означает – страдать от реальных или вымышленных недостатков, «закомплексованный» — неуверенный, робкий, «не боец»… Так о чем же все-таки речь?

Впервые термин «комплекс» предложил один из крупнейших столпов психоанализа, швейцарский доктор Карл Густав Юнг. Он произвел этот термин от латинского слова  complexus  — «переплетенный». Коротко говоря, комплекс — это «возникший в прошлом и подавленный эмоциональный опыт». Другими словами, это сочетание подавленных мыслей, сплетенных в единое целое, которое всегда активно и побуждает человека думать, чувствовать и действовать по определенной схеме.

Возникавшие в раннем детстве душевные конфликты, неприятные впечатления, пугающие и тревожащие ребенка ситуации вытесняются в подсознание, где как бы дремлют, оставаясь тем не менее действенными. Позже во взрослой жизни, когда возникают новые эмоциональные конфликты, подсознательные детские воспоминания, связанные с первоначальной травмой, и сформировавшийся на этой основе комплекс определяют отношение к таким конфликтам и выбор способов их разрешения.

Путь и судьба некоторых слов неисповедимы так же, как судьба человека. Каким-то загадочным образом смысл понятия «комплекс» в русском языке полностью переменился и оно стало означать «переживания собственной ущербности, неполноценности в чем-либо». Вероятно, так произошло от того, что некоторые комплексы действительно могут причинить человеческой психике значительный ущерб.

КОМПЛЕКС НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ

Доктор Фрейд, отец-основатель психоанализа, был большим интеллектуалом и знатоком древнего искусства. В последнем прибежище доктора, в его лондонском кабинете, рабочий стол был буквально уставлен артефактами примитивных культур – египетскими, африканскими скульптурами. Большой знаток греческих трагедий, Фрейд избрал несчастного царя Эдипа в качестве символа для описания тех процессов, которые происходят с мальчиком в момент становления его самоидентичности и сексуальности.

Бедняга Эдип, желая избежать страшного предсказания пифии, предписывающего ему убить отца и жениться на матери, бежит из родных мест – но не тут-то было, от судьбы, предначертанной богами, не убежишь. В пустячном споре о том, кто кому должен уступить дорогу, Эдип убивает незнакомого путника, который оказываеься его отцом Лаем. Пытаясь избежать хотя бы второй части предсказания – инцеста с матерью, Эдип встречается со Сфинксом, монстром, полульвом-полуженщиной. Чудовище, развлекаясь, устраивает жителям Фив интеллектуальное тестирование – загадывает каждому три загадки, и тех, кто не способен их отгадать, убивает. Препятствуя попыткам Сфинкса улучшить демографическую ситуацию в Фивах путем отбора наиболее сообразительных граждан, Эдип отгадывает загадки, и благодарные жители венчают его на царство и заодноженят на царице Иокасту, которая по совместительству оказывается матерью Эдипа. Каким образом за годы странствий можно запамятовать, как выглядит отец и мать, греческая трагедия умалчивает. Потрясенный Эдип выкалывает себе глаза и удаляется в пустыню, где становится странствующим мудрецом.

При этом тонкая ирония заключается в том, что о предсказании пифии знают и Эдип, и Иокаста, и, оба, казалось бы, всеми силами хотят избежать этого, что не мешает Эдипу жениться на женщине, по возрасту годящейся ему в матери, а Иокасте, соотвественно, выйти замуж за молодого человека. Это в точности отражает природу бессознательных желаний, которые толкают нас делать то, чего на словах мы делать вовсен не хотим.

По мнению Фрейда, сюжетная канва греческой трагедии отражает то, что происходит с мальчиком в семье в первые годы жизни. Изначально его связь с матерью крепка и неразрывна – она кормит его грудью, ласкает и укачивает, играет, поет песенки. В силу этого мать рассматривается ребенком как источник всяческого удовольствия. Фрейд толковал понятие «сексуальный» чрезвычайно расширительно, называя сексуальным все, что доставляет физическое, чувственное наслаждение – еду, отправление естественных надобностей, даже наслаждение предметами искусства. Однако с 3 лет ребенок начинает осознавать, что мать не принадлежит ему целиком, что отец тоже имеет на маму определенные виды.

Желание обладать мамой – как источником удовольствия, иметь ее в своем безраздельном пользовании, сталкивается со схожими желаниями отца. Пытаясь конкурировать с папой за право обладать мамой, мальчик осознает свою мужскую сущность, и со временем переносит свое желание обладания на других женщин. Изначально травматическое, ранящее самолюбие переживание того, что папа сильнее и побеждает в конкуренции за маму позднее переплавляется в желание стать «как папа» — «таким же» сильным, мужественным, смелым, то есть определяет всю мужскую самоидентификацию.

Именно поэтому – бояться Эдипова комплекса не надо, нужно радоваться и приветствовать его появление у своих детей.

ГЛАВНОЕ – ВОВРЕМЯ НАЧАТЬ

Обычно в возрасте около 3х лет ребенок начинает проявлять повышенный интерес к своим гениталиям, родители часто застают его за попытками мастурбации, малыш то липнет к матери, ведет себя «как маленький», то проявляет чрезвычайную независимость в поступках и суждениях. В первую очередь психоаналитики советуют ни в коем случае не «давать по рукам» — не запрещать ребенку мастурбировать, рассматривать свои половые органы и играть с ними, не сообщать ему что-нибудь вроде «не трогай, а то пися заболит/отвалится/почернеет». Наоборот, необходимо помочь маленькому человеку разобраться в устройстве человеческого организма: именно в возрасте 3-5 лет рекомендуется начинать разговоры о том, откуда берутся дети. Обычно родителей это шокирует – «зачем так рано, у моего ребенка нет никакого интереса к вопросам пола!» Есть, и еще какой, только сильно завуалированный. Не будучи знакомым с вопросами анатомии и физиологии, ребенок начинает фантазировать на эти темы, и эти фантазии могут быть страшными, пугающими, травмирующими.

Очень часто родители спрашивают психологов, каким образом можно предотвратить развитие Эдипова комплекса, привычно думая, что, раз комплекс – значит что-то болезненное, неприятное. Эдипов комплекс – нормальная стадия развития ребенка, и проблемой он становится только в том случае, если фаза развития не прошла нормально. Это может произойти потому, что в семье отца нет совсем, и малышу просто не с кем конкурировать за маму, а позже идентифицироваться, но нередко нормальному прохождению фазы Эдипова комплекса мешает поведение родителей, то, как они строят отношения между собой.

Авторитарный, грубый, эмоционально холодный отец может создать у мальчика ощущение, что ему никогда не достичь такого совершенства, и сформировать глубокое ощущение собственной неполноценности, ущербности, уязвимости. Наоборот, излишне мягкий папочка-подкаблучник, во всем покорный крепко удерживающей семейный руль жене, тоже делу не помощник – с кого тут брать пример мужского поведения?

Вместе с тем, даже если жизнь сложилась так, что папы в семье нет, это еще не обязательно означает будущие проблемы в развитии ребенка. Специалисты шутят: «папа должен быть у мамы в голове». Это означает, что погружаться исключительно в ребенка, если совместная жизнь с его отцом не сложилась, или в семье случилась утрата, ни в коем случае нельзя. Именно это чревато всевозможными пороками развития. Мать должна делить свое время и внимание между сыном, работой, увлечениями и взаимоотношениями с представителями противоположного пола. А необходимые образцы поведения ребенок может позаимствовать у любого достаточно близкого взрослого мужского пола, будь то дедушка, дядя, школьный учитель или мамин друг детства.

В том случае, если семью постигла утрата, самое главное правило – ни в коем случае не замалчивать происшедшее. Современная культура предписывает изо всех сил избегать негативных переживаний. Болит голова? Прими таблетку. Плохие отношения с мужем? Так разведись! Грустно? Купить новую губную помаду, новый компакт-диск, заведи любовника  — замести утрату приобретением, и все снова будет хорошо  Все чаще радостью становится новое приобретение, в попытках убежать от настигающей нас депрессии мы отчаянно пытаемся купить радость… Как хорошо известно, радость от новой покупки длится недолго, и мы совершаем новые и новые, приучая к этому с младых ногтей и наших детей: «Вот тебе игрушка (конфета, мороженое), только не плачь!», Мужчинам в этом отношении еще сложнее, ведь «мальчики никогда не плачут». Веселись, развлекайся, но ни в коем случае не грусти! Это касается и переживания утраты – горевать положено какое-то определенное время, после чего плакать, переживать, вспоминать ушедшего почти неприлично – сколько можно, в самом деле. Это в корне неверно. Если в семье дорожат памятью об ушедшем, говорят о нем, вспоминают, рассматривают фотографии – уже одного этого детской психике достаточно для того, чтобы идентифицироваться с отцом.

ИЗ ЧЕГО ТОЛЬКО СДЕЛАНЫ ДЕВОЧКИ?

Изначально Фрейд описывал кризис самоидентификации только для мальчиков – о девочках речь даже не заходила. В более поздних работах Фрейд описывает комплекс Электры – женский аналог Эдипова комплекса. Микенская царевна Электра мстит матери за убийство своего мужа и ее отца, подговаривая брата убить мать. Девочка, по мнению психоаналитиков, испытывает враждебность к матери и возрастающую привязанность к отцу. Желание «отвоевать» внимание отца у матери проявляется в капризах и конфликтах с матерью, в то время как с отцом девочка становится кокетливой и ласковой. И снова: если эта стадия психического развития пройдена успешно, девочка, фактически, становится девушкой в психологическом смысле этого слова: она обнаруживает, что для того, чтобы успешно завоевывать внимание мужчин, нужно быть «как мама» — женственной, нежной, и далее ее развитие идет именно  этом направлении. Так девочка учится быть женщиной.

Как и в случае с мальчиками,  на этом пути девочку могут подстерегать трудности и разочарования. Первые годы жизни мама была важнейшим источником радости и душевного покоя, и вот в игру вступает папа. От его внимания, от его отношения кбудет во многом зависеть, какой женщиной станет девочка. Если ей повезло, и папа относится к ней как к «маленькой принцессе» — с любовью, восхищением и нежностью, которые к тому же он способен выразить тем или иным способом, если при этом отец искренне любит мать – едвочка вырастает уверенной в себе и способной строить адекватные отношения с мужчинами. Но многие ли отцы могут похвастаться тем, что считали своих дочерей красавицами и умницами? Воспитательная доктрина «критикуй, а то проиграешь» по-прежнему весьма популярна.

Роль матери тоже весьма значима: ведь с кого-то нужно «снимать образцы» женственности, а если мать – вовсе не томная фемина, читающая Некрасова наизусть и мечтающая у окна, а сильная и даже агрессивная представительница современного поколения женщин, тянущих на себя всю семью?

Если комплекс Электры не пройден как должно, девушке очень сложно выстроить ясные, не наполненные болезненными призраками детства отношения с мужчинами. При общении с молодыми людьми девушка заранее нагружает их ожиданиями ненадежности – если отец, например, выпивал или изменял матери, опасности – если отец был склонен разрешать конфликты рукоприкладством, холодности – если отец уделял мало внимания жене и дочери и не умел выражать свою любовь, даже испытывая ее. Более того, образуется склонность безошибочно выбирать именно тех мужчин, которые соответствуют этим ожиданиям и оправдывают их.  

НЕПОЛНАЯ ЦЕННОСТЬ

Идею комплексов оспорил и развил психоаналитик другого направления, Альферд Адлер. Вполне в духе современной рыночной экономики, Адлер утверждал, что основа развития и причина кризисо – конкуренция. У самого старшего ребенка в семье есть все шансы на лидерство: он получает исключительное внимание обоих родителей, тогда как рожденные позже должны делить любовь и заботу с более страшими детьми. У старших детей, таким образом, изначально больше возможностей развить свои таланты и склонности, в результате, по мнению Адлера, они становятся более успешными и достигают большего в жизни.

Напротив, младшие дети страдают от своей ущербности и от этого может сформироваться комплекс неполноценности. Страдающий этим комплексом, по Адлеру. Будет стараться всячски привлечь к себе внимание – реальными или мнимыми достижениям и признаками статуса. Он будет стремиться приобретать дорогие спортивные автомобили и самую остромодную одежду, чтобы замаскировать ощущение ущербности, может проявлять агрессивность и злоупотреблять алкоголем.

Подобные люди часто панически боятся допустить ошибку, сделать что-то не так, испытывают постоянное напряжение. Спутниками клмплекса неполноценности могут быть депрессии и суицидальные наклонностиБолее поздние исследования установили, что для развития комплекса неполноценности быть младшим в семье – совсем не обязателшьное условие. Любой ребенок, переживший в детстве опыт чрезмерной критики, отсуствтия поддержки в сочетанием с дефицитом внимания может стать жертвой такого комплекса.

НЕ ТАК СТРАШЕН КОМПЛЕКС, КАК ЕГО МАЛЮЮТ

Словом, комплексы – вовсе не приговор, не страшное психическое заболевание, а нормальная фаза психического развития ребенка. Комплексов не нужно страшиться – ведь именно в критические периоды развития растущая личность осваивает новые способы взаимодействия с жизнью, учится, становится бодее эффективной.

В периоды, как говорят психологи, «манифестации», то есть первого проявления комплексов ребенок становится более чувствительным, капризным, с ним может быть по-настоящему сложно. Очень важно не пытаться обращаться с ребенком резче, чем обычно, дабы заставить себя слушаться, а стараться договориться, найти компромисс.

В кризисные периоды развития ребенок как никогда нуждается в том, чтобы его услышали, приняли и разделили его сложное состояние. Не отталкивацте его – ведь то, как он пройдет этот участок жизненного пути, впоследствие отразится на всей его судьбе.

Ильина Светлана



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.