Развитие симптоматики при созависимости

Как и любая другая болезнь, созависимость характеризуется комплексом симптомов, которые утяжеляются по мере развития заболевания. В данной публикации мы не будем рассматривать подробно соматические (физические) симптомы заболевания. Нам показалось более важным рассмотреть, как развиваются психологические симптомы и социальные проблемы по мере развития созависимости.

В начале развития болезни очевидным становится особое отношение  созависимого к потреблению алкоголя/наркотиков вообще и своего родственника, больного зависимостью, в частности. На первых же этапах формируется определенная защита образа жизни человека, связанного с потреблением алкоголя или наркотиков: либо формируется система объяснений и убеждений о том, что без алкоголя и наркотиков жить очень сложно или же наоборот – полное отрицание возможности нормального потребления алкоголя. Несмотря на то, что на этом этапе родственники понимают, что потребление их близким алкоголя/наркотиков не является нормальным, они вполне охотно принимают от зависимого его объяснения почему он все чаще и чаще потребляет.

В этот же период нарушается эффективное семейное взаимодействие между супругами или родственниками. Созависимые все больше и больше начинают беспокоиться по поводу того, как другие люди будут негативно оценивать сложившуюся ситуацию в их  семье. Беспокойство перерастает в тревогу, пока еще по поводу конкретных проблем: у зависимого появляются провалы в памяти во время опьянения, уже и окружающие видят ненормальность потребления алкоголя/наркотиков членом семьи. Тревожность перерастает в страх того, что окружающие узнают истинные размеры проблем внутри семьи. С этого момента созависимые начинают концентрироваться не на своем поведении и благополучии, а активно переключаются на контроль за поведением зависимого и на попытки всеми силами скрывать семейные проблемы от окружающих. Соответственно такое поведение усиливает изоляцию и семьи и самого созависимого от окружающих людей: уменьшаются контакты с друзьями, знакомыми, все реже поступают приглашения на совместное проведение времени и праздников от других семей и т.д.

Тревога становится настолько сильной, что созависимый начинает испытывать ее почти постоянно. Вместе с ростом тревоги начинает появляться чувство вины за невозможность проконтролировать жизнь больного зависимостью и его потребление алкоголя/наркотиков, а так же за сложившуюся в семье систему отношений: формализация контактов, безответственность большинства членов семьи и неуважение друг к другу. Для уменьшения чувства тревоги и вины созависимый начинает сам активно находить причины и объяснения потреблению алкоголя или наркотиков больным зависимостью.

Вслед за этими проблемами естественным становиться усиление уже имевшихся симптомов:

• Появляются попытки контроля за потреблением психоактивных веществ больным зависимостью – созависимый диктует, как что и с кем потреблять зависимому, контролирует каждый его шаг, отбирает деньги и т.д. и т.п.

• Такой диктат вызывает усиление конфронтации внутри семьи и, соответственно, полное отчуждение супругов или родных друг от друга.

• Учащаются конфликты: вместо совместного разрешения проблем близкие начинают критиковать и обвинять друг друга, часто вполне обоснованно.

По мере ухудшения отношений в семье происходит увеличение стресса у всех  участников. Если зависимый решает свои проблемы с помощью психоактивных веществ, то созависимый человек начинает испытывать весь комплекс психологических и физических страданий, характерных для реакции человека на длительное пребывание в ситуации стресса. У созависимого нарастает чувство жалости к себе, появляются беспокоящие резкие смены настроения, снижается работоспособность. В некоторых случаях у созависимых может даже развиться отвращение (вплоть до рвоты) непосредственно к вкусу или к запаху самого спиртного, а так же и к запаху перегара.

Уровень стресса от конфликта в семье становится таким, что начинают страдать и дети: у них появляются эмоциональные проблемы, они начинают применять защитные роли для отвлечения родителей от  семейного конфликта, часто ухудшается успеваемость в школе, нарастает уровень невротизации. В дальнейшем невротизация может перерасти в развитие психосоматических проблем у детей: чаще всего начинаются заболевания желудочно-кишечного тракта, болезни органов дыхания.

У самих созависимых на этом этапе появляются сомнения в собственном здравомыслии, причем не безосновательно: поведение созависимого становиться неуправляемым, действия, которые он совершает для разрешения проблем алкоголизации или наркотизации, не приносят результата, появляются неудачи и на работе. Возникает постоянное  ощущение собственной  неудачливости от провалов большинства позитивных начинаний. Растет раздражительность, которая приводит к эмоциональным взрывам по малейшему поводу, что тоже провоцирует мысли об отсутствии здравомыслия, а иногда и сумасшествии. Появляется неуверенность в себе, которая достаточно быстро приводит больного созависимостью к полной неспособности к принятию каких-либо, даже самых элементарных решений. Созависимый может стать совершенно беспомощным даже в повседневной жизни.
На фоне всего вышеназванного очевидным становится, что  такой человек не может уже адекватно реагировать на стрессы и конструктивно решать возникающие из-за стресса проблемы. Неотреагированный стресс приводит к развитию все тех же психосоматических заболеваний: болезням сердца, желудочно-кишечного тракта, кожным болезням и т.д.

Существенным поражением в личной жизни становиться отсутствие желания, а иногда и боязнь сексуальных отношений. Это приводит к еще большим конфликтам и разрыву всех эмоциональных отношений между супругами.

Далее наступает фаза компульсивного (навязчивого) поведения. В этот период созависимый испытывает непреодолимое желание контролировать потребление алкоголя или наркотиков, часто не только у своего родственника.

Для борьбы с потребляющим и контролем за ним начинают использоваться дети: их просят проследить за потребляющим, уговорить его не пить или снизить дозу, попросить не встречаться с собутыльниками, пригрозить, «промыть мозги» и т.д. и т.п. В результате ребенок с самого раннего возраста втянут в решение не только взрослых проблем, но и начинает активно включаться в систему созависимых отношений. Такому ребенку во взрослой жизни в большинстве случаев уготована роль либо созависимого, либо больного алкоголизмом или наркоманией.
Сам созависимый переходит к неконструктивным действиям в борьбе с больным зависимостью.

Начинается игнорирование зависимого: его мнение не принимается в расчет при принятии общесемейных решений, его не замечают, могут не кормить, не давать общаться с детьми и т.д. и т.п. Постоянной становится ситуация, когда на зависимого сыплются только одни угрозы и ограничивающие условия, которые, как правило, не выполняются, прежде всего тем, кто их выдвигает.

Со стороны окружающих проявляется недоверие к самому созависимому из-за его ненадежности в делах. Проблема недоверия окружающих нарастает из-за учащения психологических и физических кризисов у созависимого. Появляются серьезные финансовые проблемы в семье. Они связаны и с усугубляющимся злоупотреблением алкоголем или наркотиками у больного зависимостью, а так же с нерасчетливыми тратами денег самим созависимым. Попытки больного созависимостью контролировать все семейные финансы, приводят к нарастанию еще большего желания тратить деньги неразумно.

В семейной жизни проявляется распад всех ролей, и особенно родительских. Созависимый пытается осуществить контроль и за этим процессом и часто берет на себя исполнение родительских ролей и других родителей. Обычно это так же заканчивается неудачей, и вновь приводит созависимого к ощущению личностного провала. В психологической сфере усиливаются симптомы депрессии. На этом этапе созависимый может потерять всяческую надежду на нормализацию жизни и прекратить попытки разобраться с тем, что нужно делать, что бы улучшить ситуацию в семье. В этот же период учащаются угрозы разводом со стороны созависимого.

В большинстве случаев в конце этой фазы развития созависимости возможны различные варианты дальнейшего развития отношений в семье:

• Конструктивные: обращение за помощью созависимого, госпитализация на лечение зависимого;

• Деструктивное: распад семьи, создание новой семьи с другим человеком, больным зависимостью, часто с более серьезными отклонениями в психической сфере.

Владимир и Наталия Батищевы



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.