Ребенок сосет палец

Сыну скоро будет уже 6 лет, но он продолжает сосать большой палец (как левой, так и правой руки). Мы с ним разговаривали на эту тему — он вроде согласился и старается не сосать. Но все равно, когда ему грустно, или охота спать то он начинает сосать палец (а вторую руку может и в штаны засунуть).

Пробовали отучить от пальца при засыпании — успокаивали, читали книжку, гладили по спине — когда сидишь рядом, то засыпает без пальца. Но ночью если раскроется, то снова начинает сосать палец. Кроме этого, у сына повышенная разговорчивость (может много и долго говорить), он часто в рот засовывает различные игрушки. А в последнее время ему еще очень нравиться изображать курение (используя карандаш или палочки). На следующий год в школу. Подскажите что делать? Юрий.

Ответ

Здравствуйте, Юрий. Если ребенок после 3-х лет продолжает сосать палец или такое явление только появляется в этом возрасте, то это уже считается вредной привычкой — это своего рода сигнал, что у ребенка имеется проблема. Такому ребенку необходима помощь!

Причины данного явления различны. Это  может быть: беспокойство, неуверенность в любви родителей, недостаток ласки, внимания, сильный испуг или повышенная тревожность. Многие дети засовывают палец в рот, когда устают, на чем-то сосредоточены. Сосание пальца  часто сочетается с поглаживанием себя, с перебиранием или выдергиванием волос, ресниц, мастурбацией.

Отучать от сосания пальца с помощью горьких мазей, наказаний, запретов, объяснений бесполезно, т.к. чаще всего ребенок делает это неосознанно, во время эмоционального напряжения (смотрит мультик), перед сном (устал), таким образом, успокаивает себя, потому что мамы/папы рядом нет или боится темноты.

Необходимо постараться наладить эмоциональный контакт, ребенок должен быть уверен в Вашей любви, для этого как можно больше времени проводите вместе.

Не вынимайте у ребенка палец изо рта. Не концентрируйте внимание ребенка на этом — тогда эта привычка быстрее пройдет. Сделайте все возможное, чтобы уменьшить причины страха у вашего сына, если таковые имеются.

Обратите внимание:

·  Вспомните, когда Ваш ребенок отказался от соски или Вы его отучили, возможно, что                             неудовлетворенный инстинкт сосания в раннем детстве перерос во вредную привычку.
·  Проанализируйте общую психологическую ситуацию в семье: неблагоприятные психологические факторы (частое чувство беспокойства; нежелание матери иметь ребенка (осознанное или неосознанное); повышенная требовательность родителей, не соответствующая возрасту ребенка), частые наказания, запреты; недостаточно любви и внимания.
· Обратите внимание на наличие/отсутствие семейных проблем: конфликты родителей; алкоголизм; развод; предоставление ребенка самому себе; появление брата или сестры.
·   Психологическая обстановка в детском учреждении, которое посещает ребенок. Скорее всего, необходима консультация психолога на месте.
·  Особенности психики ребенка: ММН (минимальная мозговая недостаточность) или ММД (минимальная мозговая дисфункция); родовые травмы, следствие которых — быстрая утомляемость, раздражительность, нарушение сна; высокая эмоциональная чувствительность. Проконсультируйтесь с невропатологом.
· Особенности общего физического здоровья малыша (частые простуды, ОРЗ, дизентерия, глисты и т.д.).

Чем конкретно можно помочь ребенку?

·   Постарайтесь  выяснить причины возникновения столь вредной и ненужной привычки и устранить их.
·  Повнимательнее присматривайтесь к малышу: Очень важно вовремя заметить тревогу, испуг и помочь успокоиться (приласкать, поговорить, отвлечь чем-либо).
· Установите доверительные отношения с ребенком. Пусть рассказывает Вам все, что с ним происходит, что его беспокоит, чего он боится, почему тревожиться или переживает.
· Установите четкие рамки дозволенного. Запретов не должно быть слишком много, они должны быть неизменными.
· Жизнь ребенка должна быть разнообразной, насыщенной впечатлениями, различными играми, но не перегруженной. Активная деятельность должна сменяться более спокойными видами деятельности, занятиями.
· Чаще хвалите малыша, поощряйте его самостоятельность, инициативность.
· Поощряйте общение с другими детьми, но присмотритесь к кругу его общения — нет ли среди его друзей тех, кто его притесняет, ущемляет.
· Обратите внимание на интеллектуальные нагрузки, если необходимо —  уменьшите их! Так как эта привычка может свидетельствовать об умственной и эмоциональной перегруженности, а также о высоком уровне тревожности.
· Контролируйте просмотр ребенком телевизора. Лучше всего исключить боевики, новости и жестокие мультфильмы. Контролируйте в какие  игры он играет на компьютере (меньше «стрелялок», больше развивающих). Не читайте и не позволяйте читать страшные сказки, рассказы.
· Отвлекайте от грустных мыслей.

Алеся Чуманская



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.