Создание талисманов в арт-терапии

Данный материал представляет собой выдержки из совместной книги Александра Копытина и Беверли Корт «Исцеляющее путешествие: техники аналитической арт-терапии», СПб.: Речь, 2007. Александр Копытин – председатель Арт-терапевтической ассоциации (Санкт-Петербург), Беверли Корт – дипломированный арт-терапевт из Великобритании, член Британской ассоциации арт-терапевтов, более 20 лет работала арт-терапевтом в лечебных и образовательных учреждениях.

Введение

В традиционных историях (сказках, мифах, преданиях) в изобилии представлены различные магические (волшебные) объекты, способные наделять героев особой силой или защищающие их в их путешествии. В этой главе будет показано, каким образом арт-терапевты могут использовать представление о талисманах в ходе своей работы с клиентами. Мы постараемся показать, на каких психических механизмах основано представление о защищающих и трансформирующих возможностях талисманов, а также описать и проиллюстрировать некоторые специальные техники, связанные с созданием в процессе арт-терапии особого рода изобразительной продукции, выполняющей роль талисманов.

 Магическое мышление

В детстве и в «измененных состояниях сознания» мы можем воспринимать окружающие объекты как одухотворенные, заключающие в себе некую сущность, энергию, мыслящее начало, с которыми можно взаимодействовать. Также при переживании невротического или острого психотического состояния у человека могут возникать подобные представления, которые приобретают навязчивый, болезненный характер. Аналогичные проявления мыслительной деятельности человека могут использоваться конструктивно, например, в ходе арт-терапевтической работы.

Создание «магических» объектов позволяет также пережить творческое перевоплощение – быть самим собой и, в то же время, почувствовать себя кем-то другим, ощутить в себе «сущность» другого человека, животного или растения. Выходя, таким образом, за пределы устоявшихся представлений о самих себе, мы можем получить новый опыт и проявить новые качества и формы поведения. Подобно тому, как представление может служить основой для действия, создание художественного образа или модели может являться первым шагом на пути актуализации новых потребностей и свойств. То, что мы делаем и воплощаем в реальности, когда-то присутствовало в нашем воображении, интуиции или сновидениях в виде символов. Таким образом, создание особых художественных объектов наподобие талисманов может прокладывать путь более активным действиям в реальном мире.

Изобразительная продукция как «талисман»

Понятие талисмана применительно к изобразительной продукции, создаваемой в процессе арт-терапевтических занятий впервые использовано английским аналитическим арт-психотерапевтом Джой Шаверьен в работе «Образ откровения» (Schaverien 1992). Она описывает и объясняет две разновидности переносных феноменов в арт-терапии. Одна из них связана с переносом на арт-терапевта, другая – на изобразительную продукцию. При этом Шаверьен ассоциирует данные разновидности переноса с психодинамическим феноменом «козла отпущения». Она считает, что изобразительная продукция может играть роль «козла отпущения», когда клиент охвачен неприятными или угрожающими мыслями и чувствами. Он может воспринимать создаваемую им изобразительную продукцию как связанную с этими неприятными переживаниями. Желая подавить их, он может попытаться уничтожить свою продукцию, спрятать ее или доверить ее арт-терапевту как тому, кто может обуздать и контролировать угрожающие клиенту силы. По мере того, как клиент постепенно интегрирует поначалу неприемлемые или неприятные переживания и качества, его отношение к изобразительной продукции становится более спокойным.

Предлагаемое Шаверьен понимание изобразительной продукции как своеобразного «козла отпущения», на которого могут отреагироваться сложные переживания клиента, объясняет лишь один из аспектов или функций талисмана или «магического» объекта. Другой аспект связан с целенаправленным созданием талисманов в арт-терапии, в том числе, в тесной связи с повествованиями.

Талисманы и взаимодействие с ними в разных культурах

Для многих культур характерно создание объектов, выполняющих функции талисманов. Можно привести немало примеров того, как создаваемые и используемые в процессе ритуальных практик объекты наделяются особым значением, и люди верят, что эти объекты способны обеспечить им защиту, гарантировать успех или исцеление. В обыденной жизни мы также часто обращаемся к тем предметам, которые напоминают нам  о чем-то ценном или приятном. Особую группу предметов, играющих аналогичную роль,  составляют те, которые связаны с религиозными верованиями и практиками.

Во многих традиционных историях герой создает своими руками некий объект, который позволяет ему реализовать затем свою миссию, либо снять заклятие. В сказке о шести лебедях героиня шьет из «звездного цветка» (льна) шесть рубах для того, чтобы освободить от злых чар своих шестерых братьев, превращенных колдуньей в лебедей. Героиня никак не может дошить шестую рубаху, и когда заклятие все же снимается, пятеро братьев обретают свой прежний облик, и лишь у шестого, самого младшего из них, вместо правой руки остается лебединое крыло.

Эта деталь вызывает множество ассоциаций и может предполагать разные интерпретации. Согласно одним, наличие у младшего брата лебединого крыла интерпретируется как недостаток, «черная метка». Согласно другим – как достоинство и благо. А может быть, верно и то, и другое? Возможно также, что в этой сказке скрыта мысль о том, что проклятие было бы снято и без шитья рубах, и что человеческие усилия недостаточны, и наша судьба определяется силами, находящимися вне нас?

В других историях, однако, подчеркивается определяющая роль усилий самого героя, делающего что-то своими руками. Так, например, молодая принцесса, живущая под видом простой крестьянки, должна научиться играть на скрипке, изготавливать горшки и продавать их на рынке, печь хлеб и подавать его на королевский стол. В некоторых повествованиях подчеркивается ценность как процесса работы над созданием объекта, так и самого конечного продукта. Так, мастер может попросить подмастерье изготовить миниатюрную копию чего-либо для того, чтобы убедиться в его личных качествах. Иногда миниатюрная модель вещи или существа заменяет их самих. Миниатюрное изображение волка может видеть, обонять и мыслить по-волчьи, сопровождая героя и помогая ему во время путешествия.

Создание талисманических объектов в процессе арт-терапии

В процессе арт-терапии клиент может в определенный момент испытывать сильное желание создать такой образ, который выражает его ощущение здоровья и силы. Это может произойти спустя определенное время после начала психотерапевтического процесса, когда клиент приходит к более позитивному восприятию себя и своих возможностей. Это также может быть связано с его переходом к более активной жизненной позиции. Во всех этих случаях образ, выражающий ощущение клиентом своих сил и возможностей, начинает играть роль талисмана, помогающего клиенту двигаться дальше и верить в себя. Создание такого образа является для него актом самоутверждения и служит своеобразным «зеркалом», отражающим его достоинства. Для обозначения такого рода изобразительной продукции мы далее будем использовать словосочетание «талисманические объекты» (талисманоподобные объекты).

Также как в вербальной психотерапии и консультировании очень важно сохранить баланс поддержки и фрустрации (провокации) клиента, в процессе арт-терапии мы можем помогать клиенту поддерживать оптимальный баланс погружения в сложные, травматичные переживания, с одной стороны, и актуализации и поддержки положительных, радостных, светлых аспектов его опыта, с другой стороны. Так, можно помочь клиенту сфокусировать свое внимание в процессе изобразительной деятельности на своих положительных характеристиках. В этом случае создаваемая им продукция может быть затем размещена в особом месте в кабинете или дома, служа напоминанием достигнутых им успехов. Такого рода изобразительная деятельность чем-то напоминает ритуальные практики, предполагающие сознательную концентрацию на духовных ресурсах.

Создаваемые в процессе арт-терапии талисманические объекты могут отражать укрепление положительного образа «я» клиента, его здоровые связи с миром и желание развиваться дальше, с одной стороны, и свидетельствовать о сохраняющейся психологической уязвимости и потребности иметь определенную защиту и поддержку, с другой стороны.

Создание талисманических объектов может быть ценным как на начальном, так и завершающем этапе арт-терапии. Так, на начальном этапе арт-терапии. в тесной связи с установлением психотерапевтических отношений, клиенту может быть предложено создать сосуд, коробку или ларец, в которые он затем может помещать те объекты или продукцию, которые отражают то, что для него ценно, либо то, что он хотел бы сохранить в тайне – нечто хрупкое, ассоциирующееся с его слабостями или травмированными частями его «я». Такие сосуд, коробка или ларец могут служить символическим контейнером, помогающим клиенту психологически защитить себя в последующей работе.

Клиент также может время от времени открывать такой контейнер и извлекать из него те предметы, которые он готов обсуждать в ходе занятия. Кроме того, по мере приближения к окончанию арт-терапии, клиент может самостоятельно, либо по предложению арт-терапевта создать такой художественный объект, который служит символом здоровья, сделанных в ходе арт-терапии открытий, либо напоминает о том, что еще необходимо сделать.

Талисман как средство для укрепления связи между внутренней и внешней реальностью

Одно из интересных качеств талисмана заключается в его способности обозначать и поддерживать связь между внутренней и внешней реальностью, а также взаимообмен энергией и качествами, которые в них заключены. Талисман чем-то напоминает образы алхимического процесса, поскольку он выражает нечто субъективное и индивидуальное, с одной стороны, и всеобщее и космическое, с другой стороны. Он напоминает нам о том, что мы живем и развиваемся в широком контексте, во взаимодействии со вселенной и тем, что ее наполняет. Если клиент верующий, он может создать такой талисманический объект, который символизирует его связь с божественным началом. Клиент также может воспринимать талисман, как то, что связывает его с природой, либо внутренними ресурсами его тела или психики.

Многие арт-терапевты работают недирективно, то есть, как правило, не предлагают своим клиентам каких-то определенных тем или действий, хотя в некоторые моменты психотерапии это может быть оправдано. Как известно, в последние годы возрастает потребность в краткосрочной психотерапии, что заставляет арт-терапевтов действовать более гибко и чаще отступать от того, к чему они привыкли. Поэтому они могут более активно и целенаправленно использовать темы для изобразительной работы, в том числе, предлагать клиентам истории как основу на изобразительной работы, либо вовлекать их в процесс создания собственных талисманических объектов независимо от материала историй или в связи с ним. Тем самым они помогут клиентам более активно исследовать определенные аспекты своего опыта и организовать его, опираясь на структуру повествования или определенные изобразительные практики. Также вполне возможно использование определенных техник арт-терапии в качестве такого вспомогательного инструмента краткосрочной терапии, который обеспечивает создание клиентом зримых физических свидетельств того, к чему он пришел, или к чему он стремится. Если клиенту, например, предложить создать какой-либо художественный объект на основе впечатлений от истории, это послужит его погружению во внутренний мир и раскрытию им своих чувств и потребностей. Изобразительная деятельность дает клиенту дополнительное пространство и время для фокусировки на наиболее значимых аспектах опыта.

Варианты талисманических объектов, которые могут создаваться клиентами в ходе арт-терапии спонтанно или по предложению специалиста

Циркулярные или сферические объекты. Данный вариант талисманических объектов как правило служат защите и контейнированию проявляющихся в клиенте  новых качеств, которые еще недостаточно развиты. Он может быть представлен в образах сосуда или чаши (они представляют собой разрезанную надвое или открытую наверху сферу). Сосуд или чаша могут быть как открытыми, так и закрытыми. В последнем случае сосуд выступает  символом трансформации, перемешивания и соединения различных внутренних качеств и появления из них чего-то нового. Такие образы могут ассоциироваться с процессом приготовления пищи, эликсира или настоя. В чашу также может наливаться целебная или волшебная жидкость. В то же время, в состоянии болезни у человека может возникать ощущение того, что его «жизненный сосуд» пуст, либо что он выпил отравленный напиток. Во многом схожее с сосудом значение заключает образ гнезда, защищающего птенцов до того, как они не подрастут и не окрепнут. Подобием сосуда, но перевернутого, выступает арка. Клиент может представлять или изобразить себя находящимся по ее защитой.

Яйца, семена представляют собой миниатюрные контейнеры, заключающие в себе программу будущего развития. Создавая образы яйца или семени в ходе арт-терапии, клиенты могут помещать в их внутреннее пространство то, что служит символическим посланием себе или напутствием на будущее. Если такие художественные объекты создаются из природных материалов (например, из глины), их затем можно поместить на природе. Они постепенно будут растворяться или распадаться, а их содержимое – погружаться в почву, подобно тому, как это происходит с настоящими семенами или зернами плодов и овощей. Иногда, когда клиент помещает созданные им подобия плодов или семян в природную среду, у него появляется более или менее ясное ощущение  того, когда именно «семена» должны прорасти и, соответственно, когда то, что он символически поместил в них как свою цель или программу будущего развития, сможет быть достигнуто или реализовано. Создание талисманических объектов в форме яиц или семян больше характерно для тех клиентов, которые начинают ощущать в себе зарождение новых качеств или проявление некой скрытой энергии, однако они еще не готовы проявить эти качества и энергию открыто. Им как правило требуется время для того, чтобы это новое содержание смогло в них созреть и раскрыться.

Коробки, квадратные и прямоугольные объекты. Эти объекты можно представить как последствия преобразования круга или сферы, выступающих в качестве первичных форм. Эти преобразования предполагали определенные усилия и целенаправленную, сознательную обработку. Такие формы могут изображаться с крышками, либо без них. Наличие крышки или дверцы подчеркивает то, что внутреннее пространство погружено во мрак, и что в нем может что-то скрываться. Во многих традиционных историях описывается помещение объектов внутрь таких форм. Коробка также может представлять собой музыкальную шкатулку или иной музыкальный инструмент и предполагать наличие ключа для ее открывания. Коробки крупного размера могут рассматриваться как жилища, тюремные камеры, печи и т. д., в которых может находиться персонаж, входящий туда добровольно или помещаемый по принуждению.

Куклы, человеческие фигуры. Человеческую фигуру может изображать сочетание вертикальной и горизонтальной линий, либо круга и вертикальной линии. В некоторых историях встречаются образы волшебных кукол или людей маленького роста. Иногда кукла символизирует сущность героя, либо то начало в нем, которое должно быть впоследствии раскрыто. Клиент может создать для себя «исцеляющую куклу», выступающую в качестве метафоры тех качеств, которые ему необходимо культивировать для того, чтобы стать здоровым и гармоничным. Стилизованным изображением человеческой фигуры могут выступать амулеты в виде треугольников. Они могут использоваться в единственном числе или в форме гирлянд. Такие амулеты распространены в Центральной Азии. Они как правило выкрашены в красный, белый и черный цвета, могут украшаться растениями, вышивкой или бисером и вывешиваться в жилищах, либо служить элементом одежды. Считается, что такие формы служат защите человека и его жилища, способствуют плодородию и процветанию. Нередко такие треугольные формы символизируют женское божество, иногда также – женщину с ребенком.

Волшебная одежда и украшения. Можно вспомнить немало мифов и сказок, в которых герой или героиня, встречаясь со своими сверхъестественными помощниками и покровителями, получают от них в дар платье или какой-либо иной элемент одежды. Эти предметы разнообразны и включают следующие.

(а) Головной убор. Во многих историях корона, шляпа или диадема на голове героя или героини подчеркивают их особый статус, права или роль. Следует также учесть, что головной убор может символизировать приоритет духовного или разумного начала и значимость авторитета. Соответственно, создание головного убора служит знаком самоутверждения и принятия духовной миссии или лидерской позиции. Создавая для себя и примеряя головной убор, клиент может испытать себя в роли ответственного, наделенного особыми полномочиями человека, а также почувствовать, что значит быть на виду и заявить о своих взглядах и ценностях. Примером может служить случай, когда молодая женщина хорватского происхождения в ходе арт-терапии создала для себя «невидимую корону принцессы», символизирующую богатое культурное наследие клиентки и помогающую ей почувствовать уверенность в своих творческих возможностях, которые активно проявлялись в ней в детстве.

(б) Пояс. Этот элемент одежды «соединяет» верхнюю и нижнюю половины тела и может символизировать защиту его целостности. К поясу могут прикрепляться различные важные предметы, которыми человек может, в случае необходимости, быстро воспользоваться – такие, как ключи, нож, фляжка и т. д.. В качестве примера можно привести клиентку, которая изготовила для себя в ходе арт-терапии пояс для того, чтобы «соединить» верхнюю и нижнюю половины тела. Она ощущала их недостаточно связанными друг с другом. Пояс также делал более выразительной ее женскую фигуру и привлекал внимание ее самой и других к тазу и бедрам. Это ее несколько пугало и смущало и, в то же время, возбуждало. Надевая пояс во время занятий в группе, она имела возможность более глубоко почувствовать связанное с этим эмоциональное напряжение и лучше разобраться в причинах своего противоречивого отношения к сексуальности.

(в) Сапоги, туфли. Этот элемент одежды может подчеркивать то, как герой двигается по своему жизненному пути, насколько он связан с землей или способен отрываться от нее и перемещаться благодаря этому более стремительно, если, например, он обут в крылатые сандалии. Человек может почувствовать себя более уверенным и решиться ступить на незнакомую территорию, представив себя обутым в волшебные туфли.

Животные. Изображения животных также могут являться одной из разновидностей талисманических объектов. Такие изображения могут создаваться людьми и затем сопровождать их, символизируя их связь с ценными животными качествами. Они могут подчеркивать качества ловкости, стремительности, силы, свободолюбия и способности к выживанию. В качестве примера использования талисманического объекта такого рода можно привести случай, когда участница тренинга создала для себя длинный, волочащийся по полу, тяжелый хвост. Она сказала, что хвост помогает ей лучше почувствовать связь с землей. Ей доставляло большое удовольствие двигаться с этим хвостом. Благодаря ему она почувствовала себя более устойчивой и уверенной и менее «ветреной». Другим примером талисмана в виде животного могут служить изображения «красной птицы», создаваемые одной из участниц арт-терапевтической группы. В течение нескольких недель она увлеченно работала над созданием целой серии таких изображений (рисунков, скульптур) и много фантазировала, представляя себя «красной птицей». Эта птица служила для клиентки символом «огненного, творческого начала» и женственности. В процессе создания изображений она чувствовала, как ее наполняют энергия и сила. Образ «красной птицы» впервые представился ей, когда она читала сказку. 

Иные талисманические объекты, упоминаемые в традиционных историях и создаваемые в ходе арт-терапии

Мечи, сабли – как правило подчеркивают силу, мужество, достоинство, способность к проникновению и самозащите.

Кольца – их дарение или обмен могут символизировать выражение верности, надежности в отношениях. Кольцо также может подчеркивать идентичность его носителя или его исключительность.

Парики могут символизировать преображение, мимикрию или защиту.

Ключи связаны с открыванием и закрыванием замков, обеспечивая доступ в жилище, хранилище, сундук и т. д., могут символизировать защиту, наличие у их хозяина возможности проникновения в какое-либо пространство, в том числе, тайное. Обладание ключом означает контроль, власть, возможность выбора. Ключи также могут ассоциироваться с доступом к внутренним ресурсам (жизненной энергии, бессознательного), проникновением в душу другого человека.

Клубки, нить – могут ассоциироваться с развитием, разворачиванием, сворачиванием, дорогой (путем жизни). Если клубок раскручивается по мере движения, нить обеспечивает возможность возвращения. Нить также может использоваться с разными целями, в том числе, для спутывания, связывания (соединения) и т. д.. Сеть может означать поддержку, взаимосвязь, основу (матрицу) мироздания, спутывание, захват, поглощение. Нередко она ассоциируется с разными проявлениями женского начала – как созидательными, связанными с зачатием и деторождением, так и разрушительными.

Зеркало отражает реальное или ложное «я», означает возможность увидеть в себе то, что ранее было невидимым (скрытый потенциал, определенные психические качества), а также возможность заглянуть в будущее. В историях зеркала нередко используются для прорицания, наблюдения за тем, что находится на значительном удалении. Они также могут ассоциироваться с рефлексией, познавательными способностями.

Двери – в мифах, сказках двери нередко связаны с доступом в какое-либо иное пространство (сакральное, волшебное, подземелье). Открывая двери, герой или героиня могут встретиться с чем-то необычным или удивительным, или вынуждены испытать себя, встретиться с препятствием. Открывание двери может также символизировать переход в новую фазу развития, из одной сферы бытия в другую. Множество дверей может ассоциироваться с выбором, многообразием путей развития.

Создание талисманических объектов в связи с решением задач личностной интеграции

Во многих историях создание молодым героем талисмана связано с проверкой тех его личных качеств, которые являются признаком или предпосылкой достижения взрослого, зрелого состояния, обретения мудрости или определенного социального положения. Создание таких объектов иногда может рассматриваться как своеобразный ритуал инициации.

В традиционных историях зрелость как правило ассоциируется со следующими психологическими характеристиками:

  • терпеливостью, стойкостью, настойчивостью в достижении цели;
  • способностью различать явления, в зависимости от их качеств, «ясностью» ума, остротой зрения, слуха и т. д.;
  • способностью видеть не только физическим, но и «духовным» зрением и использовать интуицию, «слушать собственное сердце»;
  • верностью долгу, поставленным целям, следованием собственной миссии, умением, несмотря на препятствия, ее реализовать.

Пример использования талисманов в индивидуальной краткосрочной арт-психотерапии

Клиентка 39 лет (Ольга, имя изменено) обратилась к арт-психотерапевту с жалобами на чувство тревоги, угнетенность, растерянность, неуверенность в будущем. Такое состояние возникло и постепенно усиливалось на фоне происходящих в ее жизни за последние два года изменений – она оставила прежнюю работу технологом, получила психологическое образование, стала изучать психотерапию, поступив на пятилетнюю программу очно-заочного обучения психоанализу. Особенно же интенсивными эти переживания стали в последнее время, в связи с попытками начать частную практику, проводя психологические консультации. Ольге кажется, что она работает неправильно, но обратиться за супервизией в ее городе ей, якобы, не к кому.

Ее муж-предприниматель скептически относится  к новой профессии супруги, хотя материально ее поддерживает (арендовал небольшое помещение для того, чтобы она могла заниматься частной практикой). Ольга считает, что муж неискренен, что в глубине души он ее осуждает. Его материальная поддержка ее угнетает и унижает, ей хотелось бы стать от него более независимой. Доходы же от частной практики пока не позволяют ей самой оплачивать аренду кабинета. У Ольги двое несовершеннолетний детей.

Она также жалуется на чувство одиночества, поскольку прежние профессиональные связи прервались, да и желания общаться с коллегами по прежней работе у нее нет, а новые связи еще не сложились.

Была достигнута договоренность о проведении нескольких арт-терапевтических консультаций. В ходе первой встречи, после ознакомления с ситуацией и историей жизни клиентки и уточнения запроса, арт-психотерапевт решил воспользоваться нарративным подходом, а именно, кельтским преданием о «Лососе знания», в качестве символической основы для исследования и организации опыта клиентки. Он обратил внимание на то, что Ольга переживает «переходное состояние», своего рода инициацию, пытаясь найти себя в новой профессии. Выбирая текст, он также учитывал то, что в ходе беседы в качестве значимого мотива освоения новой профессии Ольга называла потребность в духовном и творческом развитии.

После прочтения истории о «Лососе знания» арт-психотерапевт попросил Ольгу сказать о том, какое впечатление на нее произвел рассказ, какие образы и элементы повествования ей лучше запомнились, и видит ли она какие-либо параллели между историей и своей жизненной ситуацией. Затем Ольге было предложено, отталкиваясь от образов текста, создать рисунок. Он подчеркнул, что рисунок должен по возможности быть не столько иллюстрацией истории, сколько свободным выражением вызванных историей чувств и ассоциаций.

В результате, получился рисунок из трех частей (Рис. 1, 2, 3). Создавая его, Ольга начала рисовать в левой части листа, затем создала центральный образ и перешла на правую часть. Она сказала, что рисовала спонтанно, интуитивно, не стараясь думать о том, что означают образы, просто пытаясь «выплеснуть» свои переживания. Наблюдая за процессом рисования, арт-психотерапевт заметил, что Ольга пользуется гуашью, почти не разбавляя ее водой, нанося ее на бумагу крупной кистью плотным слоем (что могло быть одним из признаков интенсивности переживаемых Ольгой чувств и ее потребности дать им выход). Обычному листу бумаги Ольга предпочла длинный отрезок обоев.

Закончив рисовать, Ольга сказала, что чувствует некоторый спад эмоционального напряжения, хотя в процессе рисования переживание сложной жизненной ситуации было очень острым, она испытывала душевную боль и одиночество. Комментируя левую часть рисунка (Рис. 1), она сказала, что голубой элемент с красной «сердцевиной» с поднимающимся вверх «побегом» по-видимому изображает ее саму, подчеркивает ее «инакость» и одиночество. Соседствующие с голубым элементом изображения зеленого цвета – это окружающие ее люди, которые занимаются своими делами. Они не понимают и не разделяют ее интересы.

Средняя часть рисунка (Рис. 2), по признанию Ольги, является единственной, которая так или иначе связана с образами повествования. Центральная голубая точка изображает ее саму – беспомощную и одинокую. Высоко над ней бледно-розовой краской она изобразила «Лосося знания» — это те духовные ценности и профессиональные устремления, которым она хотела бы следовать, но иногда ей кажется, что они – не более, чем иллюзия. Порой она сомневается в верности своего выбора. Более жирные точки фиолетового цвета справа и слева от центра символически изображают двух человек, которых она рассматривает в качестве своей основной опоры в данный момент жизни.         Одна из них символизирует арт-психотерапевта, другая – ее преподавателя на курсах психотерапии. Оба они чем-то напоминают Ольге мудреца Финегаса.

В правой части рисунка Ольга сначала нарисовала круг бледно-голубого цвета (Рис. 3). Она ассоциировала его со своими новыми интересами. Постепенно этот элемент оказался почти полностью закрытым яркими восходящими линиями, чем-то напоминающими языки пламени. Она рисовала их импульсивно, словно давая выход своей душевной боли. По поводу этой части рисунка она сказала, что интенсивные краски, покрывающие голубой круг, это различные препятствия, «проза жизни», заставляющие ее усомниться в своей новой профессии и подлинности новых интересов и ценностей. Оставшееся время консультации было посвящено обсуждению разных факторов внешней поддержки клиентки и перспектив ее профессиональной самореализации.

Придя на следующую консультацию, Ольга призналась, что с момента завершения прежней встречи она чувствует себя более спокойной. Она сказала, что мысленно возвращалась к созданному рисунку и повествованию, и что рисунок по видимому не вполне достоверно, слишком эмоционально отражает ее жизненную ситуацию. Так, Центральная часть рисунка, на котором значительное пространство ничем не заполнено и может говорить о ее пребывании в «пустоте» и одиночестве, скорее отражает утрированное восприятие реальности. Она сказала, что «Лосось знания» — ее новые интересы и профессиональные устремления – не что-то призрачное, а то, что имеет реальные основания.

В качестве продолжения работы с опорой на мифопоэтические метафоры арт-терапевт затем предложил Ольге выбрать одну или несколько карт из набора «Мифологический Таро» (Sharman-Burke & Greene 1986). Он пояснил, что карты Таро не будут в данном случае использоваться в их традиционном назначении, но будут являться не более, чем стимульным материалом, помогающим разобраться в переживаниях и представлениях Ольги. Он попросил ее при выборе карт обращать внимание на детали изображения, внешний облик персонажей, их настроение. Ольга должна была выбрать такую карту, которая в наибольшей степени соответствовала бы ее собственному настроению.

Ольга выбрала две карты. На одной из них изображен юноша Орест. Он сидит на сухой, растрескавшейся земле, находясь в состоянии глубокой концентрации. Перед ним в виде звезды располагаются четыре меча. За его спиной видны горы с заснеженными вершинами; над головой – голубое, безмятежное небо с единичными облаками.

На другой карте изображена Деметра, гуляющая по цветущему лугу. На заднем плане – деленные, залитые солнцем холмы, полноводная река. На голове богини – корона в виде дома. Она одета в длинное, свободно струящееся платье. В левой руке – несколько зрелых колосьев.

По поводу первой карты Ольга сказала, что она передает ее нынешнее состояние, наполненное глубокими раздумьями о своей дальнейшей судьбе. Лежащие перед героем четыре меча – возможно, символизируют новые профессиональные навыки и знания, которыми ей предстоит воспользоваться. Вторая карта, по мнению Ольги, скорее, выражает ее прежние роли – матери, жены, человека, больше посвящающего себя дому и семье. Ольга сказала, что желает сохранить семейные узы, но вынуждена уделять больше времени своей карьере.

Арт-терапевт обратил внимание Ольги на значимые детали изображений на картах. При обсуждении первой карты он, в частности, обратил ее внимание на молодой возраст персонажа (его можно связать с тем, что Ольга чувствует себя еще в роли ученика или новичка в выбранной ею профессии), его пол (по видимому новые роли Ольги требуют развития волевых качеств, силы характера). Арт-терапевт также обратил внимание на то, что расположенные за спиной Ореста горы могут говорить о том, что он преодолел нелегкий путь и нашел место для уединения и отдыха. На его лице – выражение спокойствия и решимости. Арт-терапевт дополнительно прокомментировал символическое значение мечей, и Ольга согласилась с тем, что они могут в ее ситуации означать возможность защиты, завоевание нового жизненного пространства, достоинство, самодостаточность, способность к размышлениям и др..

Арт-терапевт спросил Ольгу, в каких отношениях друг с другом могут находиться изображенные на картах персонажи. Они выражают совершенно различные состояния и психологические качества, связаны с разными историями. Ольга долго думала и сказала, что персонажам, возможно, предстоит встретиться, и хотя каждый из них решает свои задачи, они могут дополнять друг друга.

Затем арт-терапевт предложил Ольге, используя некоторые элементы изображений на картах и дополняя их новыми, создать для себя эскиз талисмана – предмета, который мог бы символизировать устремления и цели Ольги, а также то, что может ее поддерживать в жизни. Он предложил ей по возможности представить на эскизе характеристики обоих персонажей как выражающие значимые грани ее собственного «я».

Арт-терапевт дал краткое психологическое пояснение феномену талисмана. Он привел в качестве примера некоторые образцы талисманов, создаваемых представителями разных культур. Он также предложил Ольге привести собственные примеры известных ей талисманов, используемых людьми в разных жизненных ситуациях. Арт-терапевт также подчеркнул, что талисманы – это найденные или созданные руками человека значимые объекты, наделяемые порой глубоким символическим смыслом. Создание талисманов в ходе арт-терапевтических занятий может рассматриваться как один из вариантов визуального, пластического искусства.

При создании эскиза своего талисмана Ольга использовала карандаши. Работала спокойно, прорисовывая мелкие детали. Выбор материалов и стиль работы на этот раз явно контрастировали с тем, как Ольга работала на первом занятии. Она нарисовала нежно-голубой флаг, развивающийся на древке (Рис. 4). Голубой цвет флага с изображенными на голубом фоне белыми облаками Ольга ассоциировала с обеими картами – состоянием покоя и духовного возвышения. На флаге видно изображение красного цветка и карандаша. Стебель цветка обвивает карандаш. Ольга пояснила, что флаг выражает ее решимость идти дальше по пути личной и профессиональной самореализации. Карандаш – это то, во что трансформировались мечи с первой карты – символ силы, настойчивости, целеустремленности, познавательной активности – без чего невозможно достичь успеха в карьере. Цветок же напоминает Ольге об образе Деметры, о том, что она не хотела бы терять, несмотря на необходимость отдавать больше сил и времени карьере.

Она сказала, что использование карандашей было важным, позволяло ей прорисовывать детали, почувствовать, что она сама может контролировать ситуацию. Ее состояние в процессе рисования было умиротворенным. Поза и выражение лица говорили о концентрации и самодостаточности. В конце занятия арт-терапевт попросил Ольгу к следующей встрече обдумать, из каких материалов она хотела бы создать талисман, и принести их, в случае необходимости.

На следующее занятие Ольга принесла шелк бледно-голубого цвета и некоторые другие материалы (ленты, тесьму, обрезки ткани), необходимые ля создания талисмана. Она изготовила флаг длиною более метра, пришила к нему изготовленный из желтой ткани и красного перышка цветок и прикрепила карандаш. Стебель цветка был изготовлен из зеленой ленточки и обвивал карандаш.

Во время создания флага она была преисполнена достоинства и уверенности. Она прокомментировала, что переход от эскиза к созданию флага был для нее важен. У нее появилось больше уверенности в собственных силах и в том, что она сможет рано или поздно реализовать себя в новой профессии. Она также отметила, что шитье – в основном женское занятие. Кроме того, по своей первой профессии Ольга – технолог швейного производства. Создание флага позволило ей почувствовать себя «укорененной» в своих прежних ролях и ощутить связь между прошлым, настоящим и будущим. Закончив создание флага, она гордо прошла с ним по кабинету и сфотографировалась. Она заявила, что хотела бы взять это изделие с собой домой и, возможно, иногда брать его в руки.

Оставшееся время занятия было посвящено обсуждению некоторых личностных особенностей Ольги, проявленных в ходе занятий, которые могли бы помочь ей реализовать свои профессиональные планы. Было также уделено внимание более детальному разбору шагов, необходимых для успешной профессиональной деятельности. И, наконец, были подведены некоторые итоги занятий.

В результате проведения трех арт-терапевтических консультаций были очевидны положительные эффекты работы. Ольга отметила заметное улучшение эмоционального фона, появление чувства уверенности  в своих силах и положительной оценки своих возможностей и личностных качеств. Для нее стали более понятными перспективы будущего и конкретные действия, связанные с реализацией своих планов.

Литература: 

Schaverien, J. (1987) The Scapegoat and the Talisman: Transference in Art Therapy. In “Images of Art Therapy” (Ed. T. Dalley). Tavistock & Routledge: London & New York. 

Schaverien, J. (1992) The Revealing Image. Analytical Art Psychotherapy in Theory and Practice. Tavistock & Routledge: London & New York. 

Sharman-Burke, J. & Greene, L. (1986) The Mythic Tarot. A New Approach to the Tarot Cards. Reader: London-Melbourne-Auckland-Johannesburg.

Александр Копытин и Беверли Корт

Статья предоставлена: ИНОВИДЕНИЕ — Выставка творчества душевно иных



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.