Что такое воля и как она рзвивается у подростков?

Волевое поведение – это целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех пли иных действий, т. е. управление собственным поведением. Слабость воли, неорганизованность, действие по наиболее силь­ному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставлен­ной цели вопреки ее объективной значимости — все это свойственно типичному подростку.  Если ты подросток, значит тебя волнует проблема управления собой и чаще всего ты жалуешься именно на недостаток волевых качеств.

Умение владеть собой, управлять своим поведением ценится тобой, а отсутствие необходимых качеств вызывает беспокойство.

Для выполнения большинства повседневных обязанностей (в той мере, в какой тебе это кажется достаточным) тебе вполне достаточно тех умений, которыми ты уже располагаешь. Но почему-то стремление «стать более волевым человеком» в подростковом возрасте не подкреплено подлин­ным желанием измениться.

Можно сказать, что ты уже имеешь все возможности для управления своим поведением, которое привело бы к достижению поставленной цели, но у тебя еще нет це­лей, ради которых следовало бы проводить такое поведение в жизнь.

Цели, которые ты ставишь перед собой, часто не наполнены для тебя личностным смыслом, ситуативны, заимствованы у других. Поэтому цели твои постоянно меняются – сегодня ты страстно желаешь одного, а завтра другого. Часто, мысленно сделав выбор в пользу той или иной цели, ты, как и многие подростки, в воображении достигаешь желаемого и эмоционально переживаешь будущий успех. Также нередки случаи, когда ты ставишь перед собой какую-то цель и делаешь определенные шаги в на­правлении ее достижения, но затем, столкнувшись с трудностями или по какой-либо другой причине, теряешь к этому интерес, меняешь цель и начинаешь заниматься чем-то другим.

Кроме того, цель должна иметь для тебя эмоциональное зна­чение. Развивать свое волевое поведение следует, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения, найти в лице взрослых или таких же увлеченных друзей поддержку в своих намерениях.  Принципиально важно, чтобы эти цели были для тебя действительно важными, а не задавались искусственным путем и не были навязаны тем, кто «знает больше» тебя. Су­щественную роль играют чувства соб­ственного достоинства и твои собственные представления об уровне достижений, поскольку если он снизится, это окажется крайне болезненным для тебя: потому что ты не можешь позволить себе «упасть в собственных гла­зах». Важны и сложившиеся к этому времени привычки к труду, к по­рядку и т. п. Поэтому если родители тебя когда-то принуждали к тому, чтобы убирать за собой и делать что-то по дому, в общем-то они не так неправы. Все это поможет тебе справиться с непосредствен­ными желаниями, но не всегда приводит к успеху. Существенным является наличие у тебя нравственных качеств, напри­мер таких, как чувство долга, ответственности.

Для тебя важно увидеть не то, как день за днем развивается твоя воля, а то, какие позитивные чувства связаны с «победой над собой», над своим нежеланием что-либо делать, соб­ственным страхом.

Ты не всегда моешь отличить настойчивость от упрямства, следование определенным принципам от стремления во что бы то ни стало добиться своего, видя во всем этом равные проявления воли. Поэтому необходимо учиться отделять подлинные проявления воли от ложных, вот здесь помогут родители или психолог. Они помогут тебе найти средства для достижения желаемой цели. К таким средствам относятся: умение предвидеть по­следствия несовершенных и совершенных поступков, их значение для себя и других людей, способность представлять себе такие послед­ствия не только интеллектуально, но и эмоционально. И еще: очень важно уметь представлять то, как ты будешь себя чувствовать в дальнейшем, через определенный временной промежуток.

 

Светлана Сушинских



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.