На одном из сайтов по пикапу мне попалось письмо, написанное умной и очень образованной женщиной. Оно представлено владельцами сайта как совершенный образец любовного послания. Хочу, чтобы вы прочитали его и высказали мнение.
Однажды мне попеняли за пристрастное разглядывание чужой жизни. А как не разглядывать, если именно подробности и эмоциональные реакции составляют суть человеческих взаимоотношений? Все же не думаю, что, читая чужие письма, мы подглядываем в замочную скважину. Ведь автор анонимен, а читатели наверняка смогут узнать в письме какие-то сходные черты с их собственной перепиской.
По сути, это письмо-прощание. Только тонкая и деликатная душа в состоянии выразить себя так, как это сделала автор (к сожалению, ничего о ней не знаю). Разбитые мечты, эмоции и растерянность, образность и искренность, открытость к диалогу и нежелание обидеть… Почему-то мне кажется, что Она все еще не сожгла все мосты. А значит, все еще есть некая надежда на лучший исход.
Причин появления такого письма может быть несколько. Вполне возможно, женщина почувствовала, что их отношения пробуксовывают, и решила сказать «последнее прости» — со скрытой надеждой, что он обязательно потребует продолжения. Либо она просто поняла неизбежность разрыва и поспешила сделать это самой. Всегда труднее видеть себя брошенной, чем выступить инициатором расставания.
Похоже, Ричард, со своей стороны, оказался себялюбцем и не спешил связывать себя малейшими обязательствами. Возможно, он относился к типу мужчин, которых называют noncommittal — уклончивый, неопределенный, склонный к уловкам и уклоняющийся от прямых ответов. Ну вот такие они свободолюбивые!
Годы работы в брачном агентстве подарили мне незабываемый опыт общения с сотнями мужчин и женщин со всех концов земли. Да, они разные, но в то же время есть вещи, неизменно объединяющие даже очень непохожих людей.
Одна из незаменимых доброделетей на пути к любимому — безмерное терпение. Хорошо знаю одну 49-летнюю даму, которая два года переписывалась с англичанином, встречалась с ним четырежды, но вышла замуж за другого. И это стал мощнейшим шоком для англичанина: он был уверен, что встретил любовь своей жизни. Просто не сделал официального предложения. Но он считал, что само его поведение должно внятно объяснять его намерения. И осталось ему, что называется, локти кусать. Даже спустя четыре года он все еще не может ее забыть. И готов жениться, если ее нынешний брак окажется несчастливым…
Письмо довольно длинное и многословное. Англоязычный народ предпочитает читать фразы попроще и покороче — это тоже проверено! :) Тем не менее за тремя страницами встает образ милой и чувствительной женщины, способной, тем не менее, постоять за себя и понять, что для нее хорошо, а что плохо. И не побояться порвать связь с человеком, который стал уже близок и дорог.
Меня удивило, что письмо публикуется по-русски. Вероятно, для его доступности. Я предпочитаю цитировать английскую версию и давать ее перевод. Но давайте наконец почитаем историю несостоявшейся любви!
***
Дорогой Ричард!
Я не знаю, как и с чего начать. В поисках пути я долго и трудно думала, и мне приходили в голову самые разные идеи…
В конце концов, меня посетила одна мысль, музыкальная метафора, которая помогла мне отчетливо ощутить если не удовлетворение, то хотя бы понимание. И этим образом я хочу поделиться с тобой. Поэтому, пожалуйста, побудь со мной на этом очередном уроке музыки.
Наиболее распространенной формой больших классических произведений является сонатная форма. Это — основа почти всех симфоний и концертов. Соната состоит из трех главных частей: экспозиция или вступление, в котором показаны и представлены друг другу маленькие идеи, темки, фрагментики; развитие, в котором эти крошечные идеи и мотивы тщательно исследуются, углубляются, часто путешествуют от мажора (радости) до минора (грусти) и наоборот, они совершенствуются и соединяются в сложные сплетения, пока, наконец, на смену им не придет финал, и он является итогом, чудесным выражением полной, зрелой завершенности, которой достигли крошечные идеи в процессе развития.
Какое отношение все это имеет к нам, спросишь ты, если, конечно, еще не догадался сам.
Я вижу, что мы зациклились на вступлении. Поначалу все было естественно и просто восхитительно. На этом этапе каждый проявляет то лучшее, что скрыто в нем: озорство, обаяние, он желаем и желает, интересуется и интересует. В этот период ты ощущаешь, что тебе невероятно хорошо, и что ты способен любить, как никогда ранее, потому что не нуждаешься в мобилизации своей защиты. Поэтому в объятьях твоего партнера находится душевное создание, а не гигантский кактус. Это время наслаждения двоих, и, без сомнения, каждый изо всех сил пытается превратить свою жизнь в сплошные вступления.
Но вступления не могут продолжаться бесконечно, просто невозможно переживать их вновь и вновь. Вступление должно развиваться и совершенствоваться — или же скончаться от однообразия. Ничего подобного, не согласишься ты. Можно уходить прочь в погоне за переменами, обретать их, находить других людей, другие места, чтобы возвращаться к прежним отношениям, как если бы они начинались сначала, и постоянно штамповать новые и новые вступления.
Мы прошли затянувшийся ряд повторяющихся вступлений. Иногда нас разделяли неотложные дела — и это было необходимо, — но при этом таким близким людям как мы с тобой, вовсе не следовало напускать на себя строгость и суровость. Некоторыми вещами управлял ты, стараясь предоставить самому себе все больше возможностей для возврата к желанной новизне.
Очевидно, стадия развития для тебя — проклятие. Потому что здесь мы можешь внезапно обнаружить, что у тебя есть всего лишь коллекция жестко ограниченных идей, которые, как ни старайся, нельзя воплотить, или, — что даже хуже для тебя, — что ты творишь ростки чего-то замечательного, — симфонии. А в этом случае предстоит потрудиться; достичь глубины, бережно соединяя части целого, чтобы они обогатились сами и обогатили друг друга. Я думаю, что эта аналогия соответствует тому моменту в написании книги, когда ты либо берешься за раскрытие главной темы, либо отказываешься от нее.
Без сомнения, мы зашли гораздо дальше, чем ты когда-либо предполагал. И мы остановились как раз в тот момент, когда, как мне казалось, нам предстояли новые закономерные и прекрасные шаги. Я видела, что наше с тобой развитие постоянно откладывается, и пришла к выводу, что в раскрытии нашего творческого потенциала мы не пойдем дальше судорожных попыток, так никогда и не воспользовавшись поразительным сходством наших интересов, — независимо от того, сколько времени мы будем вместе, нам будет чего-то недоставать. Поэтому наше развитие, которым мы так дорожим и о возможности которого знаем, становится невозможным.
Мы оба видим, что впереди нас ждет что-то чудесное, но отсюда мы туда не попадем. Я столкнулась с прочной стеной защиты, а тебе нужно строить еще и еще. Я стремлюсь к совершенству и полноте дальнейшего развития, а ты ищешь всяческие способы; чтобы избегать их в наших отношениях. Мы оба надломлены. Ты — не в состоянии вернуться, я — не в силах идти вперед. И все то ограниченное время, которое ты предоставил нам, мы находимся в состоянии постоянной борьбы, нас окружают сплошные тучи и мрачные тени.
Постоянно чувствовать твое сопротивление мне и тому растущему между нами чуду, будто мы с ним такие страшные, испытывать при этом всякие формы противодействия, когда некоторые из них просто безжалостны, — все это причиняет мне порой невыносимую боль.
У меня сохранились записи того времени, когда мы были вместе. Я долго и честно вглядывалась в них. Они опечалили меня и даже привели в замешательство, но все же помогли посмотреть правде в глаза. Я мысленно возвратилась в начало июля и последующие семь недель. В самом деле, это было счастливое время. Это было вступление, прекрасное вступление. Затем нас разделяли жесткие и надуманные преграды и в такой же степени жесткое уклонение-сопротивление с твоей стороны, когда ты возвращался вновь.
Что в отдалении и отдельно, что вместе и отдельно — все равно мы будем слишком несчастливы. Я ощущаю себя живым существом, которое много плачет, существом, которое даже обязано плакать, потому что вроде бы счастье нужно выстрадать. А я знаю, что мне еще рано превращать жизнь в сплошное страдание.
Когда ты, узнав о моей болезни, сказал, что «не видишь смысла» в отмене своего свидания, правда обрушилась на меня с силой снежной лавины. Со всей честностью, глядя в лицо фактам, я знаю, что даже при огромном желании не смогу продолжать все это. Не смогу смириться и в дальнейшем.
Надеюсь, ты не будешь рассматривать это как разрыв соглашения, но скорее как продолжение многих и многих концов, начало которым положил ты. В попытке заинтересовать тебя той радостью, которую доставляет внимание, я признаю свое поражение.
Ричард, мой драгоценный друг, я произношу эти слова мягко, даже с нежностью и любовью. За мягкими тонами нет затаенного гнева. Эти тона искренни. Я не обвиняю тебя, не упрекаю, не придираюсь, а лишь пытаюсь достичь понимания и прекратить боль. Я рассказываю тебе о том, что вынуждена была признать: у нас с тобой никогда не будет развития, а уж тем более всей полноты отношений, достигших своего расцвета.
Если хоть что-нибудь в моей жизни и заслуживает того, чтобы отказаться от установленных ранее моделей и выйти за все ограничения, — то это не то иное, как эти самые отношения. Я вполне могла бы оправдываться за свое чувство подавленности, поскольку в попытке реализовать эти отношения прошла через многое. Но вместо этого я горжусь собой и счастлива, что пока у нас было исключительная и необыкновенная возможность, я ее осознавала и делала все возможное, в полном смысле этого слова, чтобы оберегать ее.
Теперь мне этого достаточно. В этот ужасный момент, когда все кончено, я могу честно сказать, что, попытавшись дать нам несбывшееся замечательное будущее, я не смогу больше предпринять ничего нового. Невзирая на боль, я счастлива, что на этом особом пути узнала тебя, и время, проведенное с тобой, сохраню бережно, словно сокровище. Общаясь с тобой, я выросла и многому научилась. Знаю, что и сама привнесла, в тебя немало положительного. Друг для друга мы, пожалуй, самые яркие люди из всех, с кем когда-либо соприкасались.
Только что мне пришло в голову, что можно провести аналогию еще и с шахматами. В этой игре каждая сторона сразу начинает преследовать свою независимую цель, хотя она и зависима от другой стороны. К середине игры страсти накаляются, оба игрока ослаблены потерями своих шахматных фигур. Затем наступает конец игры, когда одна из сторон парализует другую, заманивая ее в ловушку.
Ты смотрел на жизнь как на шахматную игру, и за это я благодарна тебе. Мне виделась соната. Из-за этих различий погибли король и королева, и оборвалась мелодия.
Я все еще твой друг, и знаю, что ты тоже остался моим другом. Я отправляю эти строки с сердцем, полным проникновенной, нежной любви и огромного уважения. Ты знаешь, что именно так я относилась к тебе. Но в моем сердце поселилась глубокая печаль, поскольку возможность, такая многообещающая, такая необъективная и прекрасная, должна уйти неосуществленной.
***
Выскажитесь! Согласны ли вы с такой формой «прости-прощай»?
А нужно ли вообще писать прощальные письма? Не проще ли уйти по-английски, не утруждая себя объяснениями?
Как вы сами реагируете, если мужчина уклоняется от решительных действий и предпочитает держать вас в подвешенном состоянии?
Марианна Тамбеллини
Если я не ошибаюсь, то это письмо Лесли Пэрриш к Ричарду из произведения Ричарда Баха «Мост через вечность». Кстати, после него Ричарда «осенило», что Лесли и есть та самая Идеальная женщина, которую он искал всю жизнь и он бросился к ней, раскрыв объятия :) А поскольку в романе Лесли описана, как невероятно умная женщина, то в практичности и проницательности ей не откажешь — письмо сработало в нужную сторону. И любовная история более, чем состоялась.
Ну а дальше все, как в стандартной сказке — они жили долго и счастливо. И Лесли еще не раз показывала чудеса практичности и проницательности по отношению к Ричарду :)
Яна, Вы совершенно правы. Этот отрывок напрямую связан также с романом «Единственная», они перекликаются в поиске Идеальной женщины.
Хоть и сказка, как Вы говорите, но до чего же красивая! :)
Очень красивая :) И самое удивительное в этой сказке и самом письме то — что они написаны мужчиной :)
Согласен, написано красиво. Но ничего удивительного в том, что написано мужчиной, я не вижу. В письме, лично мне, прослеживается четкая линия манипуляции, призванная подтолкнуть нерешительного мужчину к «закономерному» шагу. :-)
Кстати, читая от имени Ричарда, я увидел в письме еще и завуалированное обвинение, выраженное в противопоставлении сонаты и шахмат. Одно сулит удовольствие, а второе — страдание. Но это так… к слову… :-)
Согласна и с тем, что «написано красиво», и с тем, что «прослеживается четкая линия манипуляции» :-) Но письма, подобные этому, необходимо писать. Уходить по-английски — значит не оставлять себе ни единого шанса изменить ситуацию. «Кто не рискует, тот не пьет шампанское» :-) Нужно говорить о своих чувствах. Вслух ли, глядя в глаза (что достаточно сложно, испытывая одновременно целую гамму чувств), или на бумаге. Ведь не редки случаи из жизни, когда невысказанное, недосказанное одним, делало несчастными обоих. Притом, неважно, кто инициатор «письма», мужчина или женщина.
Лично я была и в состоянии автора письма, и в состоянии того, кому оно было адресовано, то есть на месте Ричарда. :-) И даже, если этот порыв не закончится таким финальным аккордом, как свадьба, возможен новый виток отношений, пусть в другом русле, но вполне удовлетворяющем обоих в дальнейшем. :-) Либо — разрыв, но честный, уважительный, не ранящий так, как это часто бывает в случае молчаливого ухода. Ведь когда есть уже определенные отношения между мужчиной и женщиной и возникает влечение, приходят чувства, уходить «молча» — это не только потеря шанса, о чем я заметила выше, но и неуважение к чувствам другого, да и к своим собственным.
Что касается манипуляции, то женщина — автор письма — достаточно умна, чтобы ее несколько прикрыть, а мужчина, достаточно умен, чтобы с ней согласиться. :-) Ведь главное, полученный результат. :-)
Совершенно согласна. Именно так и я увидела. :-)
Читала и плакала, честное слово… Плакала, потому что чувства, описанные в письме, на 99 процентов принадлежат мне сейчас…
Встречалась с парнем больше полугода, и чувства были точь-в-точь… И вот полтора месяца как нашим отношениям пришёл конец. Пусть я не сумела тогда выразить свои чувства так же красиво, но смысл нашего общения был такой же. Только это, увы, ни к чему не привело. Его стены, его защита, его неуверенность остались непоколебимы.
Да, конечно я согласна, мне самой свойственна подобная манера показать свои чувства, написать я могу лучше и чувственнее, чем сказать словами. Да и вообще, на мой взгляд, многим парам стоит попробовать в трудные времена откровенную переписку — она снимает множество лишних эмоций и обид, и помогает наиболее дипломатично показать своё мнение и свои желания.
Как сама поступала в ситуации «подвешенности» — в начале отношений, когда всё было так зыбко, романтично, но неопределённо, я действительно писала е-мэйлы. Потом попыталась говорить «в глаза», и ни к чему хорошему это не привело =)
Так что, как девушка, прожившая эти переживания, могу посоветовать — пишите письма! Учитесь выражать себя красиво, образно, без лишних обид и эмоций. Это умение обязательно вам поможет в жизни. Отношения должны быть красивыми, как бы они ни складывались…
….дать комментарий к прочитанному может лишь тот человек кто пропустил через себя все произведение «Мост через вечнось»,в противном всучае мы можем узнать лишь глобальное мнеие о «прощальных письмах»,а не о конкретном…(из произведения)
P.S. Рекомендую прочесть…