Обычно мы называем любовью свое желание насладиться: любовь к развлечениям, путешествиям, к шику, к еде, к детям, — короче говоря, любовь к жизни. Мы любим, наслаждаться в своих эгоистических ощущениях, — и это мы подразумеваем под словом “любовь”. Любовь к наслаждениям — наше естественное свойство, с ним мы родились и живем.
Человек, который не испытывает наслаждения, обычно считается физически или психологически нездоровым. Мы, по идее, склонны скрывать друг от друга информацию в том случае, если не можем получить удовольствия от обществом признанных источников наслаждения, поскольку это нас ставит вне общества. Человек, который желает ощущать свою принадлежность к какому бы то ни было обществу, обязан любить те же источники наслаждения, удовлетворения, как и все общество.
Удовольствие — это мотив всего, это горючее для совершения любых дел. Без удовольствия, которое человек испытывает, поглощая пищу, заботясь о семье и детях, зарабатывая деньги, участвуя в общественной жизни общества, он не смог бы полноценно существовать. Это общепринятый и общеизвестный факт. На протяжении истории человечества то тут, то там появлялись отдельные личности, группы людей или даже общественные формации, осуждающие любовь к наслаждениям. Однако потребность получить удовольствие является основой человека, и потому никогда и никаким образом не может быть искоренена.
Возникает вопрос: почему же природа, которая создала в нас такой механизм, как желание к удовольствию, не позаботилась о создании механизма, способного полностью и безгранично удовлетворить это желание? Почему мы в нашей жизни постоянно встречаемся с ограничениями и запретами? Почему однажды, страстно желая исполнения своей мечты, даже если и достигаем ее, не можем бесконечно наслаждаться этим достижением? Проще говоря, почему удовольствие исчезает и не может быть вечным?
Этот вопрос в косвенной форме мучает все большее количество людей. О его наличии свидетельствует статистика самоубийств (ведь кто кончает жизнь самоубийством, если наслаждается от нее?) и количество людей, страдающих от разного рода депрессий. ВОЗ уже давно прогнозирует выход депрессии на первое место по степени риска для жизнедеятельности человечества. Это говорит о том, что стимул для продолжения жизни в том виде, как она предстает перед нами сегодня, ослабевает.
Природа создала совершенный механизм наполнения удовольствием, но выбор в способе его использования предоставила человеку. До сегодняшнего дня в человечестве применялся эгоистический способ наслаждения, когда я получаю удовольствие за счет другого человека, за счет внешнего мира. Однако в данном случае наслаждение, которое я хочу получить, ограничивается моим сравнительно маленьким индивидуальным желанием — желанием, в котором лишь я ощущаю удовольствие.
Альтернативный способ существования, получения вкуса жизни, удовольствия от жизни — это альтруистическая любовь. Это иной вид любви, когда я наслаждаюсь от того, что получает наслаждение кто-то другой — тот, кого я люблю. Такая любовь строится не на том, чтобы мне было хорошо, а на том, чтобы было хорошо тому, кого я люблю. И это приносит мне гораздо большее наслаждение, чем все, что я когда-либо мог ощутить, наслаждаясь от любимых мною вещей.
Поэтому есть два вида любви: любовь к самому себе, когда я наслаждаюсь, если наполняю себя. И есть иная любовь, когда я люблю кого-то другого и наслаждаюсь, если наслаждается он.
Так что же по планам природы может доставить бесконечное наслаждение? Чувство, которое связывает меня с потребностями, желаниями и стремлениями другого так же, как со своими собственными. Это чувство называется любовью. Все, что ощущает другой, я чувствую в себе. Если он наслаждается, — я наслаждаюсь, если он страдает, — я страдаю.
То есть альтернативой эгоистическому наполнению, эгоистической любви является любовь, которая объединяет наши желания в одно целое, а не разделяет их. Таков природный механизм получения удовольствия, снимающий ограничения на его использование.
Ирена Ашер
Интернет-газета Единый мир www.kabmir.com