Начало…
Мы поднимаемся по каменной лестнице и по мощёной дорожке подходим к храму. Справа от входа — плита, на которой читаю: «Под сей плитой покоились мощи священника Петра, убиенного турками в августе 1771 года».
— Для того чтобы было понятно, что это святыня, а не обычный дом, зодчие высекали над входом х-образные кресты, — объясняет, показывая, настоятель церкви отец Игорь. — А чтобы проникнуть в святилище, нужно пройти через так называемую «дверь смирения».
И мы входим — склонившись, потому что дверь сделана очень низко. И если не опустить смиренно голову, тут же последует напоминание — болезненный удар лбом. Внутри храм кажется выше и величественнее. Но его убранство нельзя назвать пышным. Всё просто и красиво: резной иконостас, расписные стены и свод. Православный крест над алтарём, иконы и иконки, лампадки и свечечки. А ещё живые цветы, сладковатый запах ладана и сухого дерева — всё это завораживает. Мы глядим и вдыхаем, а батюшка лишь смотрит на наш восторг и улыбается. Ещё бы! Ведь когда в 2002 году его прислали сюда — ничего этого не было. Только и того, что пустые оштукатуренные стены, а вместо иконостаса — ширма.
— Мал золотник, да дорог, — говорит он, начиная свой рассказ. — Храм построен в типичном византийском стиле десятого века. По форме он напоминает Ноев ковчег. Ведь это — духовный корабль, на котором можно спастись от гибели в бурном житейском море грехов и страстей.
Прямо под сводами храма — деревянный клирос. Этот подарок для певчих изготовили на пожертвования российского актёра Александра Лыкова. Того, который снимался в телесериале «Менты».
Но главная реликвия храма пророка Илии — мраморная купель ІV-V веков. Сделана она из капители колонны языческого собора, привезена из Константинополя, а изготовлена из мрамора с острова Проконес, что на Мраморном море. В этой купели по сей день крестят малышей! Из любопытства — трогаю. И пальцы ощущают многовековую холодность мрамора…
Этот храм необычной архитектуры овеян множеством чудес и легенд, а время его построения исследователи относят к периоду между ІХ и ХІІ веками.
Одна из легенд повествует о том, как в средневековье, в праздник Рождества, на селение Козы напали турки. Женщин и детей, которые были в церкви, спас священник Пётр, впустив их в таинственное подземелье под храмом. Пастырь и мужчины погибли. Местные жители считали погибшего священника мучеником и чудотворцем. На скамью у его могилы приводили больных для исцеления. В советское время захоронение разорили.
Но чудеса здесь происходят и поныне. Паломники и прихожане просят о помощи мученика Петра, молясь у плиты, что лежит на месте его могилы. И помощь приходит. А у стен храма бесплодные женщины молят об исцелении святого Илию. И рожают детей.
Чудом считает отец Игорь и то, что при пожаре, который случился в церквушке, не сгорела икона Спасителя. Она обгорела, но осталась цела, она раскололась, но лик Спасителя не повредился. А ещё приходской батюшка показывает иконы, которые возродились в храме. Почерневшие от времени образа — проявились в святилище.
За тысячелетия много бед повидал этот древний храм. Нападали на него турки и татары, а в Великую Отечественную службы в нём вели румынские полковые священники. А в 1939-м с церкви снесли крест, а в алтаре поставили дизель для выработки электроэнергии. Затем здесь устроили зернохранилище. Храм жил и умирал. И снова жил.
— Когда-то Свято-Ильинская церковь стояла на холме, обнесённом каменным забором. С северной стороны было озеро, отражавшее в чистой воде ветви огромной шелковицы, — рассказывает настоятель. — Водоём превышал размеры храма почти в десять раз. Но в шестидесятые годы его осушили, холм срезали, а церковь решили снести. Тогда на подмогу пришли археологи, исследовавшие святилище. Они-то и повесили табличку, говорящую о том, что Свято-Ильинский храм Х-ХІ столетий — это памятник архитектуры, охраняемый законом. А дабы храм не рухнул, изуродованный холм укрепили, обнесли известковыми плитами.
На пригорке возле церкви установлен Поклонный крест. А за ним раскинулось старое кладбище. Подходим к краю обрыва, за которым — укрепление, смотрим вниз и видим — оголённые человеческие кости.
Ещё немного походили возле храма, нашёптывая что-то заученное с детства, посидели на лавочке, ощущая до неприличия сильную гордость за собственную принадлежность к этой земле и этой вере. И чего греха таить — приняли приглашение батюшки: наведались к нему на чай. Познакомились с его матушкой и чудными дочурками, поговорили о разном. И поехали. Уже через Судак. Так ближе.
Ирина Ковалёва ХайВей