Аппетиты властителей

В 1608 году в поисках поддержки против Лжедмитрия II царь Василий Шуйский отправил своего племянника Михаила Скопина-Шуйского на север — договариваться о союзе со шведами. Сам Скопин остался в Новгороде собирать войска, а договор от лица России уже в 1609-м подписали в Выборге стольник Семен Головин и дьяк Семен Васильев Сыдавный. Шведский король предоставлял русскому царю 2000 всадников и 3000 пехотинцев во главе с военачальником Якобом Делагарди, а взамен Россия передавала шведам город Корелу с уездом, выплачивала значительные суммы и вступала в «вечный союз» против Польши. Шведский отряд успел вовремя и помог Шуйскому в его борьбе против «тушинского вора» — даже несмотря на то, что царь не мог обеспечить своевременную выплату жалованья и наемные войска то и дело принимались бунтовать.

В июне сторонники самозванца потерпели поражение под Торжком, в июле под Тверью, а в январе 1610-го были вынуждены снять осаду Троице-Сергиева монастыря. Обитатели тушинского лагеря разбежались, и 12 (22) марта к восторгу москвичей в столицу вступила победоносная армия двух молодых, овеянных славой полководцев (Скопину было 23 года, Делагарди — 27). Власть Василия Шуйского вроде бы упрочилась, оставалось лишь окончательно рассеять шайки Лжедмитрия II и отбить поляков, которые в ответ на вступление России в союз со Швецией осадили Смоленск. Однако уже через полтора месяца Скопин-Шуйский умрет (современники считали, что его отравили, но, скорее всего, он умер от болезни), царь Василий будет низложен, Делагарди повернет войска против русских, и начнется новый виток Смуты.

Шуйский ненадолго укрепился на троне, а английский король Яков I Стюарт рассорился с парламентом, обладавшим исключительным правом вводить новые налоги. И прежде английские короли пытались урезать его «бюджетные полномочия», но для Якова I это было вопросом особенно актуальным. Доходы короны стремительно падали, чему виной была «революция цен», вызванная притоком золота из американских колоний Испании (впервые в европейской истории золото стало стремительно дешеветь, а цены на все товары соответственно расти). Яков I был чужаком, шотландцем, поэтому его недолюбливали. К тому же, будучи образованным человеком, он не имел особых талантов к государственным делам (современники даже называли его «наймудрейшим дураком во всем христианском мире»).

Обосновать свои претензии король решил, выступив перед парламентом. Знаменитая речь о «божественном праве королей» была произнесена в Уайтхолле 21 марта 1610 года: «Короли имеют власть, подобную божественной: возвысить и унизить подданных, у них есть право жизни и смерти; они могут судить подданных во всех делах, а сами отдают отчет лишь единому Богу… Они могут обращаться с подданными, как шахматные игроки с фигурами, побивая пешкой епископа и рыцаря (в английском языке шахматный «слон» называется «епископом», а «конь» — «рыцарем».)… Лишь короля подданные обязаны любить душой и лишь ему служить телом». Аргументы короля депутатов не убедили. До конца своих дней Яков будет отстаивать божественные права королей и периодически распускать непокорный парламент, а его сын Карл I, разделявший взгляды отца, взойдет за них на эшафот.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.