Как построить отношения с учеником?

Подскажите, пожалуйста, какую линию отношений мне выбрать с одним из моих учеников. Я работаю в частной школе, у меня 5 уроков в 11 классе. Класс совершенно дезорганизован, дети совершенно не учатся. Позиция администрации соответствующая — пока родители не начали жаловаться, никто ничего не предпринимает. И это 11 класс, когда, казалось бы, детки должны озадачиться проблемами поступления в ВУЗы.

Плюс ко всему у них достаточно хамоватое поведение на уроке. Но один ребёночек, если так можно выразиться, особенно выделяется. Примечателен он тем, что его вообще нельзя оставлять в классе, поэтому все учителя стараются втихаря «вывести» его за пределы учебной аудитории, дав предварительно задание. Что он делает? Он кричит, размахивает руками, корчит рожи, выкрикивает стихи Маяковского и т.д. К слову, надо сказать, что он обладает определёнными актёрскими способностями, он прекрасно пародирует Жириновского и пр.Во время «приступов», а они случаются нередко, такое поведение продолжается и в коридоре, где у нас стоят диванчики (видимо, для подобных ситуаций).

Оставшиеся двое (двое, представляете, а работать не могу заставить), естественно, заводятся, потом оставшуюся часть урока обсуждая услышанное. При этом не могу не отметить, что вне учебных часов он абсолютно адекватен. Мы как-то шли к моей машине, и он со мной совершенно нормальным голосом разговаривал. Он добрый и, в общем-то, не подленький. Наш психолог говорит, что это «защита от невроза». Подскажите, какую линию поведения мне выбрать, так как мне самой надо выставить «защиту от инфаркта». С уважением, Спасибо. Ольга.

Ответ

Ольга, здравствуйте! В непростой ситуации вы оказались. К сожалению, что в общеобразовательных, что в частных школах наша пресловутая педагогическая работа одинакова и никак не предполагает связи педагогики с психологией. Учителя сами по себе, психологи в школе – тоже сами по себе. Больше всего в вашем рассказе меня как раз и «порадовал» ответ психолога. Конечно, может, она и права, зная этого парня. Однако, как я поняла, этим все и ограничилось. Моя информация будет для вас полезной в плане того, чтобы вы смогли оценить ситуацию и выбрать для себя путь общений с этим учеником.

Что можно сказать о старшеклассниках в общих чертах… Очень часто бывает такое, что в 10-11 классе молодые люди начинают вести себя как подростки, расслабляются от напряжения, которое присутствовало у них ранее, погружаются в общение со сверстниками, то есть повышается интерес к чему угодно, но только не к учебе и не работе. Что касается этого ученика. Нужно найти причину такого поведения. Он явно привлекает к себе внимание, так как в младших классах такие выходки обусловлены несформированностью волевой регуляции и недочетами в воспитании.

К 11 классу ребенок уже может контролировать себя и свое поведение, поэтому ищем причину в другом. Могла произойти так называемая диффузия идентичности –неспособность сформировать идентичность, когда он не смог выработать свои ценности, цели и идеалы, и произошел возврат на более раннюю ступень развития, которая оправдывает его поведение. Либо произошло нарушение естественной работоспособности, когда ученик не может сосредоточиться на заданиях, соответствующих его возрасту, становятся актуальными инфантильные цели и фантазии. Смотрите, и поведение его напоминает детское. Возможны причины и в семье, вот он и защищается подобным образом.

Помощь этому ученику нужна разносторонняя. Да и отношение к нему нужно изменить. Правильным считается такое общение, в результате которого ученик и учитель не теряют внутренней свободы. Свободная личность — это ответственная личность. Сколько в человек ответ¬ственности, столько и свободы. Некоторые способы общения просто уничтожают «свободу-ответственность» ребёнка: ситуа¬ция «Выйди вон из класса!» Подчиняясь силе учителя, ученик выходит из такого общения менее свободным и более безответственным. Менее свободным становится и сам учитель: неслучайно авторитарные учителя много времени и сил уделяют оправданию себя.

Партнёрские отношения с учениками избавляют учителя от необ¬ходимости оправдываться. Они строятся на двух правилах:

1) ученик всегда выбирает поведение, и учитель помогает сделать выбор осознанным,
2) свобода выбора — это готовность самому отвечать за последствия.

За нарушением дисциплины может стоять одна из четырёх целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.

Привлечение внимания — некоторые ученики выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание учителя. Они всё время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам — понимать учителя.

Власть — некоторым очень важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над классом. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Месть — за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят или всему миру.

Избегание неудачи — некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Они мечтают, чтобы их оставили в покое. И остаются в изоляции, неприступные и ничем «непробиваемые».

Так вот, внимательно понаблюдайте за учеником и определите, что является причиной его вызывающего поведения. Так как именно с этим вам и нужно будет выбрать способ реагирования (вы наверняка знаете, чем наказания отличаются от санкций). В любом случае способ должен быть экстренным, вмешательство быстрым, верным и неминуемым. Вы же при этом должны быть уверенной и спокойной. Скорее всего, вам нужно будет найти способ повысить самооценку ученика (опять же – понаблюдайте, где у него проблема – в интеллектуальном плане, в плане общения или в плане его деятельности).

Скорее всего, вам придется пообщаться с родителями, или во всяком случае выяснить обстановку в семье. К сожалению, я не могу дать вам конкретных руководств к действию, так как у меня нет сведений, что с ним на самом деле происходит, поэтому вам нужно посоветоваться с психологом школы, пригласить его на уроки и он подберет вам оптимальные воздействия, которые дадут положительный результат. Всего вам самого доброго!

Светлана Сушинских



Один комментарий

  1. Здравствуйте, Ольга!

    Светлана очень подробно рассказала о причинах поведения ученика. Однако в вашем случае, как и во всех друх, существуют две стороны. Ученик и учитель. Кто из вас является кем — в этом надо ещё разобраться.

    На мой взгляд, вы являетесь учеником, а школьники выступают вашими учителями. Хотите знать, чему же они вас учат? Правильному общению с внешним для вас миром. Так что, разбирайтесь в себе, Ольга, а затем обращайте внимание на окружающих.

    Василий Сенченко, психолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.