Фокусник как профессия…

ФокусникОвладение мастерством фокусника предполагает прежде всего знание в совершенстве основ школы иллюзионизма. Вначале уточним терминологию.

Обычно полагают, что фокусник и иллюзионист — это одно и то же. Однако понятие «фокусник» включает в себя два других понятия — «манипулятор» (от лат. manipulus — движение руки) и «иллюзионист» (от лат. illusio — обман).

Иллюзиониста, выступающего со сложной и порой громоздкой аппаратурой, никогда не спутать с фокусником-манипулятором, главным «аппаратом» которого являются невероятно ловкие пальцы и руки. О делении фокусников по технике их исполнения на две группы публика не ведает, а поэтому с одинаковым вниманием и удовольствием следит за всеми «волшебными» превращениями, демонстрируемыми «чародеем». Самая главная задача иллюзиониста состоит в том, чтобы его выступление увлекло зрителей, а фокус заинтересовал и доставил эстетическое удовольствие. При этом секрет увиденных зрителями «чудес» непременно должен остаться неразгаданным.

Кандидату в фокусники необходимо «дружить» с наукой, быть действительно мастером на все руки, поскольку приспособления и аппараты — реквизит — чаще всего приходится делать самому.

Ловкость рук напрямую зависит от ловкости мысли. Непременным атрибутом успеха фокуса кроме ловкости рук и выдумки является артистизм исполнителя — его умение красиво и грамотно двигаться по сцене, владеть мимикой, делать точные жесты. Для этого начинающему артисту желательно пройти школу сценического мастерства в драматическом и хореографическом коллективах.

Важно также овладеть искусством убеждения, чтобы до конца сыграть нелегкую роль фокусника, реализовывать задуманный образ. Можно принять образ балагура, рубахи-парня, эдакого увальня, который сам изумляется всему, что творится на сцене, будто помимо его воли. А можно принять образ очень серьезного, даже излишне серьезного, человека, благодаря «сильной воле» кото рого и происходят чудеса. При выборе любого образа, конечно, нужно исходить из своих личных внешних данных и характера. А они уже определят и трюковый репертуар, и реквизит, и костюм, и музыку.

Одежда фокусника должна быть свободной, не стесняющей его движений, а пиджак или рубашка должны иметь широкие и длинные рукава. Все необходимые вещи и предметы, в том числе традиционная «волшебная палочка», должны быть под рукой и заранее «заряжены» секретом.

До показа фокус должен пройти большую и тщательную подготовку как любое сценическое представление. Прежде всего это касается изготовления аппарата.

Затем необходимо безукоризненно отработать технику его использования,добиваясь точности и быстроты, естественности и пластичности каждого движения. Хотя в аппарате заключен главный секрет фокуса, тем не менее он должен участвовать в показе и обыгрываться иллюзионистом наравне с прочим реквизитом номера — это затруднит зрителям раскрыть секрет.

Все, что демонстрирует артист, должно быть необычным, интересным, оригинальным, изящным и делаться с легкостью. Редко кто догадывается, как много труда и упорства бывает вложено в «легкий фокус», идущий на сцене всего 2—3 минуты. Неискушенному зрителю трудно представить, что каждый жест, каждое движение и каждое слово артиста заранее продуманы, точно рассчитаны и тщательно отрепетированы.

Вы, конечно, обращали внимание, как свободно, естественно, просто, без тени суетливости профессиональный фокусник движется по сцене, как красивы, пластичны его жесты? Он немногословен, но весь его текст остроумен и весел — это придает выступлению особый блеск и эффект. Начинающему артисту следует на это обратить особое внимание. Будьте на сцене подтянуты, но естественны, не сутультесь и не хмурьтесь. Помните, что зрителю должно быть приятно на вас смотреть — в этом скрыта немалая доля успеха выступления.

Частая досадная ошибка начинающих — это ничем не оправданная поспешность при показе фокусов. Суетливые и скованные движения оставляют от всего выступления впечатление неуверенности артиста и неподготовленности номера. Такое выступление можно сравнить с чтением стихотворения скороговоркой и без выражения.

Вы демонстрируете свои фокусы публике и ради публики. Если вам во время демонстрации фокуса нужно показать зрителям предмет, с которым собираетесь работать, то показывайте это так, чтобы все зрители успели его хорошо рассмотреть. Иногда с этой целью даже полезно пройтись по зрительному залу, чтобы показать предмет из своих рук или дать его рассмотреть поближе (конечно, если это не угрожает раскрытию секрета фокуса). Но вам не следует и злоупотреблять своей «открытостью».

В отдельные моменты при демонстрации фокуса можно делать небольшие паузы — акценты. Это помогает артисту управлять вниманием зрителей. Между фокусами необходимы также короткие паузы — перерывы, чтобы зрители имели возможность воспринять ваш номер как единое целое, припомнить его детали, коротко обменяться впечатлениями со своим соседом. Благодаря этому приему эффект от вашего выступления будет более полным, а зритель его запомнит.

При умелом показе фокуса зрители будут сами создавать такие паузы, дружно аплодируя от восторга по поводу отдельных эпизодов фокуса.

Существует много различных способов отвлекать внимание зрителей. Они так и называются — отвлекающие моменты. Отвлекающим моментом может быть слово, жест и многое другое. Все зависит от обстоятельств. Вот пример. Фокусник передает из правой руки в левую шарик, держит кулак с зажатым в нем шариком, поднятым вверх так, что он все время находится на виду у зрителей. При этом указательный палец свободной правой руки артиста направлен на зажатый в кулаке шарик: он как бы приглашает зрителей неотступно следить за шариком. Фокусник отходит в глубину сцены к стоящему там столику и, взяв с него в правую руку «волшебную палочку», возвращается на авансцену. При этом его глаза неотступно следят за спрятанным в кулаке шариком, а сам он указывает на кулак теперь уже «волшебной палочкой». Легкий взмах палочкой. Левый кулак разжат. Он пуст — шарик исчез! В правой руке его тоже нет: это артист показывает зрителям. Так выглядит фокус со стороны зрительного зала.

Расскажу о «секретах» его исполнения. Здесь не применялись никакие специальные аппараты, и, если бы не отвлекающие моменты, фокуса просто не было бы. «Передавая» шарик из правой руки в левую, фокусник обманул зрителей: он сделал манипуляцию, называемую ложной пассировкой, оставляя шарик в правой руке. Далее последовал первый отвлекающий момент: подняв вверх левую руку, артист отвлек внимание зрителей от своей правой руки, в\ которой остался шарик. Показывая указательным пальцем правой руки на свой левый кулак, он тем самым подтвердил, что пальцы правой руки, которыми незаметно удерживается оставшийся в правой руке шарик, согнуты. Этот естественный указательный жест фокусник сопроводил еще взглядом, устремленным на левый кулак, — второй отвлекающий момент.

Бдительный зритель особенно зорко следит за направлением взгляда фокусника. Артисты это хорошо знают, и поэтому, когда им бывает нужно что-нибудь скрытно взять в руку или, наоборот, незаметно избавиться от какого-либо предмета, они свои движения никогда не сопровождают взглядом, а исполняют их «вслепую», не глядя.

В данном фокусе «волшебная палочка» не случайно потребовалась артисту. В момент, когда он брал ее со стола, он избавился от шарика из правой руки, оставив его на этом столе. Таким образом, палочка была третьим отвлекающим моментом. Освободившись от шарика, фокусник отошел от стола и уже потом показал, что шарик «исчез». Это был тоже отвлекающий момент, иначе зрители могли легко догадаться, что шарик остался на столе. Как видите, все было рассчитано и предусмотрено заранее, а отвлекающие моменты в исполнении этого фокуса играли основную роль.

Вот еще один очень любопытный пример важности отвлекающего момента и точного психологического расчета. Заканчивая номер, фокусник стоит лицом к публике, очень тщательно и неторопливо складывает яркий платочек в маленький шарик-комок, затем вдруг быстрым, резким, но очень неуклюжим движением прячет его под нижнюю кромку своего жилета. В зале начинается ропот, смешки — такой неловкости публика не прощает фокусникам. Артист растерян, он в таком замешательстве, что даже не сразу замечает предательски торчащий из-под жилета кончик платка. Полный провал!.. Но не спешите. Заметив злополучный кончик платка, фокусник, хитро улыбнувшись, потянул его — и в руках оказался крохотный лоскут материи одного цвета с «пропавшим» платком. В зале — оживление, смех, но смеются зрители уже не над артистом, а над своей промашкой.

Ну а где же платок, куда он исчез? А его фокусник действительно спрятал под жилет и одновременно с этим ловко выставил из-под него лоскуток ткани, укрепленный под жилетом так, чтобы его можно было легко вытянуть. Этот лоскуток и сыграл необходимую отвлекающую роль, на нем и держится весь фокус.

Из приведенных примеров становится понятно, насколько важно фокуснику уметь управлять вниманием зрителей и насколько важную роль в этом играют отвлекающие моменты.

Очень часто одни и те же фокусы исполняются артистами по-разному, поэтому они воспринимаются зрителями как совершенно самостоятельные, не похожие один на другой. Это и помогает фокусникам найти свою творческую манеру, свой «почерк», проявить индивидуальность.

Напряженное наблюдение за исполнением фокусов утомляет зрителей, и их интерес к выступлению постепенно ослабевает. Это невыгодно артисту. Поэтому, составляя программу своего продолжительного по времени выступления, необходимо заранее предусмотреть способы снятия такого напряжения. Но нужно сказать, что намного выигрышнее проходят веселые представления.

Фокусники обычно используют во время показов фокусов остроумные тексты, шутки, которые снимают усталость. Такие тексты продумываются заранее, затем записываются и заучиваются. При этом важно соблюдать меру: во время выступления артист не должен быть слишком многословным, болтливым. И опять же необходимо избегать противоположной опасности — замедления хода представления, чтобы не снизить зрелищный эффект и не сделать выступление вялым.

Зрители очень любят фокусы с предметами, взятыми непосредственно у них. Не берите эти предметы у ваших близких друзей, сидящих в зале (если их знают зрители), чтобы вас не заподозрили в сговоре с ними. Если вам нужен такой сговор с подставным лицом, то постарайтесь, чтобы в глазах зрителей оно осталось нейтральным.

В случае неудачи, когда фокус не получается, вы можете принять образ человека, который как бы никогда ни в чем, происходящем на сцене, не виноват, и оправдаться примерно так: «Ну, конечно, это не та карта. Я просто хотел вас проверить», или: «Что ж, узел так и остался на веревке. Я сделал это специально. Это шутка. Ха-ха-ха», или (когда кто-то указал вам на вашу ошибку): «Я знаю», либо как-нибудь нелепо и абсурдно объясните первым, что придет вам в голову. Не шутите за чужой счет. Не выставляйте на посмешище зрителя, вызвавшегося ассистировать вам. Да, можно над ним немного подшутить, но так, чтобы его не обидеть. Можно создать ситуацию, в которой вы разделите с ним роль жертвы: вы оба удивлены поворотом событий. Еще лучше, если вы будете подшучивать над собой, и чем чаще, тем лучше. Зрители — ваши друзья. Вы должны помнить, что и вы, и зрители являетесь участниками одного представления. Вы обманываетесь вместе с ними, вас одинаково забавляет, шокирует и потрясает представление. Вы удивляетесь ничуть не меньше, чем они. Зрители (количество значения не имеет) должны восхищаться не только фокусами, но и вами.

Итак, вы в общих чертах познакомились с условиями, в которых приходится выступать современному фокуснику, а также узнали о некоторых необходимых правилах и приемах, которые используют фокусники в своей работе.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.