Модернизация образования

ОбразованиеПри модернизации национального образования нам надо учитывать интеграционные процессы в европейское и мировое образование. Мы должны влиться в европейское образовательное пространство так, чтобы не остаться вне Европы не только в образовании, а и в жизни в целом.

В связи с этим должны современно относиться к стандартам образования, к дифференциации участников учебного процесса по уровням подготовки. Традиционный подход ориентирован на определенную унификацию, усредненность интеллекта, инновационный — требует как учета среднего уровня интеллекта, так и углубление и расширение программы обучения для более слабых и более способных, а также создание индивидуальных программ повышенного уровня для особенно одаренных.

Поскольку в контексте применения новых технологий центром тяготения становится ученик (студент), который активно выстраивает свой учебный процесс, выбирая основную траекторию в образовательной среде, то важной функцией педагога есть его умения оказывать содействие эффективному и творческому освоению информации, критическому ее осмыслению. Подчеркнем: даже при применении наиболее современных компьютерных систем, высоких телекоммуникационных технологий, которые вне любого сомнения стимулируют динамику и эффективность учебного процесса, ничто и никто не способно полностью вытеснить и заменить искусство непосредственно педагогического диалога “Учитель — Ученик”. Поэтому в ХХІ столетии особенно важной есть подготовка высокопрофессиональных педагогических и научно-педагогических работников, которые отвечают интеграционному критерию “педагогическое мастерство + искусство коммуникабельность + новые технологии”.

Высокая культура коммуникабельности требует развития и углубления риторического измерения в образовании. Искусство риторики, как показывает международный образовательный опыт, становится крайне важной составной частью учебного процесса. Риторические умения немыслимые без постоянного пестования культуры обучения. Тем временем социологические опросы констатируют тревожные симптомы: ученики и молодежь сегодня меньше читают. Это — глобальная проблема, которую разные страны решают по-своему на национальном уровне. Поэтому всесторонняя поддержка чтения — стратегически важного элемента культуры, инструмента повышения интеллектуального потенциала наций, творческого развития личности и социальной активности общества, — не только образовательная, а и общегосударственная проблема.

ХХІ столетие требует, чтобы каждое государство отдельно, а также и все общества вместе, создавали необходимые условия — интеллектуальные, экономические, социальные, политические, моральные, — которые бы повышали педагогическую мотивацию и высоко ценили достоинство педагога, научного работника, интеллектуала.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.