Концепция зрелости и понятие тупика в гештальт-терапии

Понятие тупика в Гештальт-терапии является одним из самых общеизвестных широкой публике наряду с «горячим стулом» и отреагированием путем битья подушек. Однако зачастую оно выхватывается из общего контекста гештальт-теории и сопровождается неясными комментариями типа «тупик – это когда терапевт говорит «побудь с этим» и «через это нужно пройти». Понятие тупика является частью концепции достижения зрелости индивидуумом. Состояние зрелости характеризуется тем, что человек может взять на себя ответственность за свою жизнь и искать поддержку прежде всего не в среде, а в себе, используя свои внутренние ресурсы.

Ф. Перлз писал, что, чтобы достигнуть зрелости, человеку необходимо проработать свои неврозы, общеизвестная его метафора о луковице – слой за слоем снимая шкурку, добраться до истинной сути. Продолжая метафору, фантазируется о том, что чистка луковиц всегда считалась неблагодарным занятием, сопровождающимся неприятными ощущениями и слезами…

Различается пять невротических уровней (тупик является одним из них, а именно, центральным, третьим уровнем).

Первый уровень называется «клише», здесь человек действует неаутентично и стереотипно, имея недостаточный контакт со своими чувствами и ощущениями, плохо зная свои желания и устремления, опираясь большей частью на интроецированную систему ценностей.

Второй уровень называют уровнем игр и манипуляций, а также искусственным уровнем. Перлз называл его также уровнем Зигмунда Фрейда и Эрика Берна. На этом уровне человек в поисках поддержки пытается ее взять у других, но не прямо обращаясь за ней, а путем манипуляций и игр. Кроме того, имея недостаточный уровень осознавания, часто требует поддержки той, которая нужна ему по его мнению, то есть, по сути, следуя своему невротическому процессу, а не действуя из истинной потребности. Например, ребенок, привыкший воспринимать подарки как доказательство любви, требует все новых и новых, но момент счастья и удовлетворения при получении новой игрушки совсем недолог, потому что потребность в любви и принятии не удовлетворяется таким образом.

Третий уровень, центральный – это тупик. Он наступает, когда не найдя поддержки в окружающей среде и не умея использовать свои внутренние ресурсы, человек переживает фрустрацию, беспомощность, отчаяние. Здесь как рядоположное понятие, вспоминается понятие экзистенциальной тревоги, переживание «я один такой маленький в этом большом мире, где все неопределенно». Эти болезненные переживания столь сильны, что часто люди предпочитают не идти столь глубоко, оставаясь на первом и втором уровне, или, прикоснувшись, вернуться назад. В терапии очень важно не дать клиенту соскользнуть, дефлексировать, а важно принести ему свое видение процесса и предоставить выбор: либо жить как он привык и оставаться в своем неврозе, либо же двигаться дальше, при поддержке терапевта идти на риск, признавая актуальное состояние, узнавая что и как с ним происходит, открывать в себе новые ресурсы и возможности.

Следующий невротический уровень – это внутренний взрыв, который также связан с болезненными переживаниями и этот уровень называют также уровнем «смерти», переживая которую, человек как бы умирает, потому что, прожив то, что долгое время было скрыто защитными механизмами, прикоснувшись к своим истинным переживаниям, он уже не будет прежним.

Перлз утверждал, что если пройти четвертый уровень, внутренний взрыв, он выведет на пятый – внешний взрыв, когда выявится истинное «Я» и проявится вовне.

Если возвращаться к понятию тупика, то зрелость, личностный рост, безусловно, определяется умением видеть тупик, знать, что это такое и уметь выходить из него, используя все возможные ресурсы. Мне не видится жестким условие, что опираться надо только на себя, не искать поддержки в среде. Признак зрелости – уметь взять поддержку и извне тоже, но не путем манипуляций и игр, а путем прямого диалога с «источником» поддержки, например, близким человеком. В то же время умение не манипулировать, а выстроить близкие теплые отношения, если это близкий человек или умение четко выразить свою позицию и запросить необходимое от среды, если это неблизкое окружение, также свидетельствует о личностной зрелости.



комментариев 17

  1. Вопрос автору статьи, в чем смысл? В том, чтоб человек пережил эту фрустрацию или нашел ответы на свои вопросы? Неужели в состоянии шока и безысходности может прийти озарение или надо просто пройти этот процесс и это и будет выходом?

    • Reoletta, спасибо за вопросы.
      Вы очень верно уловили суть, вышеописанные уровни — действительно процесс, путь личностного становления. И на этом пути множество трудностей, связанных с психологическим взрослением.
      Так или иначе этот путь начинает проходить каждый человек. Только некоторые люди упорно продвигаются, проживая кризисы и тупики, а некоторые «застревают» и останавливаются, не проходя всех стадий.

  2. Cпасибо за ответ.
    И все равно немного не понятно.
    Взрыв «я» индивидуума приводит к тому, что человек видит всю «каку», которая выходит из него наружу и меняет свой характер либо это протекает естественно (изменение «я» без вмешательства воли человека).
    Скажем так: нужны ли дополнительные умственно-психические «потуги» человека, в процессе переживания катарсиса или достаточно расслабиться и «получать удовольствие» от кризиса :)?

  3. Тупик.я умирает во вне и рождается самодостаточное я..потдержки итп.дают временный эфект.серавно все сходит на нет к я, нулю.вся жизнь это искуств.усилия,взаимоотношения,держание на плаву..или наоборот беря жизнь силой упираешься в тупик.и там и там преодоление граней,освобождение..

  4. Должнабыть основа.от положительного состояния до жизнеспособности независимо не од чего.самодостаточность в полной мере..зависимость весь негатив.жизнь на взаимозависимости основе…на примере психологич положительно в полном одиночестве,пустоте,без внешних двигателей.жизнеобесп.независимо од еды,солнца,денег…эволюция не дает.замесь того чтоб делать выводы и как стоибыло.адаптируются и так в никуда все.и рождаешься идиотом уже.

    • Деньги — это понятно, но независимость от всего совсем! Отношения, нет, даже общение — это же ценнейший дар (Бога, природы, жизни, эволюции)человечеству. Зачем же отказываться от того, что прекрасно?

  5. Все прекрасное имеет свой задний проход,вторую сторона.в целом это у жизни смерть..поэтому желая отказаться от плохого,придется и од харошего..ключевое это плохо,страдания,боль,горе..только идиот,ребенок не шарящий будет любоваться положительной стороной…независимость это стремление.ориентир,куда двигаться,.любовь она с одной стороны.с др.власть,зависимость

  6. Получилось как отказываться,напится яда и в рай.нет развязывать.и головой.освобождаться прямым ходом,продолжая,развивая..так как жизнь с самого начала со смерти,небытия начинается,рождена..просто жить не за инкстинктами,програмой.остается стремление к независимости,самодостаточности.и это истинное взаимоотношение с природой.как и у всего харошего есть зад.так и все плохое(холод,голод,все убийств.тяжкое у природы)раскрываясь..запарился..

  7. Дошол,что независимость,свобода и есть истинное взаимоотношение,связь любовь.как целому…для этого нада я…а не в массе плыть…вобщем жизнь класная штука если развязывать,с головой.индивидуально к ней подойти

  8. Вот меня движит смерть.сдетства переляк получил.то родственики,то однокласники..люди живут и както вобще не осознают..вот в независимости ума от социальной хрени можна порешать..смерть это основной и личный индивидуальный вопрос,каждый сам его,я найти

  9. Ходил вокруг.того,что к смерти лицом.там свобода,выход за границы системы взаимосвязи.обретя независимость и будут истинные взаимоотношение,а не зависимость и поток куда понесет.

  10. А то одна дорога.в пизду.да выбора никакого.какаяже это любовь,жизнь..тупе мне,как я.не нравится и точка.и не ебет,что так всегда было,нада..просто понял,что кроме я нет др.основ реальности.можна все смело менять,направлятся.да и само я.без какойто правельной направленности.не вымеряешь и не угадаешь.поэтому тупо двигаться.и вот сам движ важен,а не смысл.физическое взаимоотношение.смысл без основ,но творит реальность.кароче муть полная

  11. Тупик.сразу нада себя осознать,кто как не я,кому как не мне.что есть выше.тогда и жизнь пойдет.и никогда не упрется.а на отношениях..

  12. Кстати для независимого жизнеобесп.движа я предостаточно.и не нада никого жрать..а то что есть несущий движ создающий такую жизнь.и все трупы.тупо спят,плывут.это обще загробный мир.

  13. Хотя все неоднозн.относительно..с одной стороны.рождаясь из неоткуда в никуда уходя,и жизнь такая.труп..с другой стороны вроде живой,жизнь.здесь разная энергия жизни.я движит.а нужно,чтоб само я было источником энергии..остановить течение можна только самому двигаясь,относительно сравнявшись,достигнув пустоты,основы реальности..такая себе другая сторона,сознательная реальности жизни.противоположная относительно загробной этой.сфера богов..но скорей и там раскроются свои горизонты,своя смерть..я тупо ставлю на скорость,развитие.ментальная сфера самая ускоряемая,гибкая,не подвласная старению.че хочу то и чудю.а люди стадом по тропкам..

  14. Скажите пожалуйста, в каких книгах по гештальт психологии можно прочитать подробно о каждом из пяти уровней эволюции личности?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.