Наркотики и подростковая субкультура

За последние несколько лет существенно изменилось отношение населения, в том числе молодежи, к наркотикам. Это изменение характеризуется, прежде всего, выраженной тенденцией к либерализации. Наркотики в процессе их употребления перестают восприниматься как явление исключительное, обретая оттенок обыденности и повседневности. Вместе с тем мода на определенные виды психоактивных веществ способствует расширению их номенклатуры, тем самым, увеличивая рынок сбыта.

В известной мере формирование моды на определенный вид наркотика связано с внутренней динамикой подростковой субкультуры. Это с одной стороны приводит к резкому увеличению потребления того или иного вида психоактивного вещества, попавшего в разряд модных, с другой стороны — отодвигает на задний план его стоимостные характеристики. Следует отметить, что динамика роста лиц, употребляющих наркотики, и динамика изменения моды на разные виды психоактивных веществ находятся в явной положительной связи. Новый, модный наркотик находит пользователей не только среди лиц, имевших опыт использования психоактивных веществ, но и, как правило, привлекает к себе внимание подростков, находящихся в начале фазы экспериментирования.

Одним из атрибутов нового, модного наркотика обычно является его «безопасность», способность особым, необычным образом изменять сознание. Все это делает наркотик особенно привлекательным для групп подростков в периоде экспериментирования. Кстати, отметим, что все перечисленные атрибуты являются, безусловно, мистическими, однако их эмоциональная заряженность существенно снижает уровень критического отношения к ним. В сочетании с повышенной внушаемостью подростка атрибутивные свойства способны серьезно повлиять на его поведение. Сказанное не означает, что в подростковой субкультуре существует однородное и однозначное отношение к наркотикам. Присутствие сверстников, как правило, провоцирует подростка демонстрировать либо нейтральное, либо положительное отношение к наркотикам. Но даже если это отношение искреннее, оно всегда в своей основе амбивалентно, противоречиво и непоследовательно. Наркотик в сознании подростка спроецирован всегда в настоящее время и почти никогда не переносится в будущее. Интерес к употреблению наркотиков сочетается с опасениями и страхами за возможные последствия. В групповом поведении проявление страха подавляется либо волевым усилием, либо путем такого защитного механизма как рационализация. Амбивалентность в отношении к наркотикам в молодежной субкультуре проявляется в том, что сам наркотик может вызывать интерес, но отношение к наркотикам окрашено отрицательно. Последнее обстоятельство, скорее всего, свидетельствует о влиянии механизма вытеснения.

Специфика массового самосознания подростков, молодежной субкультуры в целом базируется не только на противопоставлении миру взрослых по признаку «старые -молодые», но, прежде всего по признаку «современные — несовременные». Иначе говоря, одним из фундаментальных психологических атрибутов молодежной субкультуры помимо ценностных ориентации, традиций, поведенческих стереотипов, является особая укорененность в настоящем.. Современность переживается подростком с психологической точки зрения принципиально иначе, чем взрослым.. Тенденции настоящего, молодым человеком воспринимается как нечто абсолютное. Взрослый же с позиции своего опыта придерживается более относительного взгляда и более взвешанных оценок.

В этой связи в подростковой субкультуре наркотики воспринимаются как особый атрибут современности. Субъективное своеобразие этого восприятия состоит в том, что знания о тысячелетней истории использования наркотиков человечеством сочетаются с ощущением нового к ним отношения.

Лежащие в основе амбивалентности опасения в отношении наркотиков, связанные со страхом перед наркоманией, как тяжелым заболеванием, нейтрализуются путем рационализации. В подростковой субкультуре весьма распространено представление о том, что процесс употребления наркотиков можно контролировать, используя только легкие психоактивные вещества и строго их дозируя, что, в конечном счете, позволяет избежать формирования стойкой зависимости. Интересно отметить, что для девочек — подростков характерна менее выраженная амбивалентность: в отношении к наркотикам чаще присутствует либо положительная, либо отрицательная валентность. Именно поэтому девочки реже прибегают к механизму рационализации. Еще одной особенностью психосемантики подросткового самосознания является то, что в отличие от взрослых, понятие «жизнь» имеет иной личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью у подростка, каковой она представляется взрослому. Сам по себе этот факт известен давно и хорошо описан в рамках экзистенциальной психологии и психотерапии. Чем старше становится человек, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь, все богаче и разнообразнее по своему содержанию. Именно поэтому в профилактических мероприятиях, обращенных к подростку, указание на то, что наркотики угрожают жизни, не всегда достигают своей цели. Этим указаниям, абсолютно справедливым, должны предшествовать расширение представлений о содержательной стороне жизни. Именно на это направлена стратегия позитивной профилактики, т.е. не система запретов и запугиваний, а формирование представлений о широких альтернативных возможностях.

В структуре представлений о содержательном разнообразии жизни у современного подростка особое место занимает образ свободного времени. Сам же образ этого времени может быть весьма беден и неконструктивен. Иначе говоря, свободное время в сознании подростка противостоит чему-то планируемому и организованному. Ценность свободного времени в его спонтанной направленности. Это противоречит весьма расхожему мнению, о том, что подростки испытывают трудности в самостоятельной организации свободного времени. В смысловом пространстве подростков понятия «наркотики» и «свободное время» оказываются весьма близко, объединяемые таким свойством как спонтанность. В свою очередь спонтанность по смысловому содержанию для подростка очень близка такому понятию как экстремальность.

Подростковая субкультура не является чем-то изолированным по отношению к культуре вообще и обществу в частности. Изменения, происходящие в обществе, активно ассимилируются и трансформируются подростковой субкультурой. В контексте обсуждаемой проблемы можно указать на понятие кризиса подросткового возраста. В отечественной педагогике и психологии это понятие стало активно обсуждаться в середине 60-х годов. Через короткое время литература и кинематограф стали интенсивно эксплуатировать образ трудного подростка. Постепенно список характеристик, типичных для кризисного возраста, увеличивался от скромных указаний на эмоциональную лабильность и временное снижение интереса к учебной деятельности до сексуальных эксцессов, агрессивности, побегов из дома и т.д. При этом внутренняя сторона, сама субъективная жизнь человека в подростковом возрасте оставалась вне сферы внимания. Но главное состоит в том, что подростковый кризис, как один из многочисленных вариантов развития, стал рассматриваться как явление типичное и всеобщее. Беспроблемный подросток стал выглядеть как странное исключение.

Миф о трудном подростке, который мы сами создали, воплотился и начал существовать независимо от учебников психологии. В культурах, в содержании которых нет представлений о трудных подростках, отсутствуют и сами трудные подростки, за резкими исключениями.

В современной подростковой субкультуре представления о кризисе возраста являются весьма распространенными и устойчивыми, правда, не лишенными своеобразия. Быть беспроблемным значит рисковать остаться в одиночестве. Наркотики, по своей сути, есть новый атрибут подростковой проблемности, оправдывающий их и укореняющий их в молодежной культуре.

В современных исследованиях особенное внимание уделяется экспериментам с телесностью и чувственностью: не только через одежду, (что характерно для предыдущих субкультур), но и через тело: бритье головы, татуировки, нанесение шрамов. В этом контексте употребление наркотиков также рассматривается как своеобразный способ экспериментирования.

Анализ таких молодежных субкультур, как «хиппи», «панки», «растаманы», «грандж», «рейв», показывает, что употребление психоактивных веществ является в большей или меньшей степени значимым атрибутом (элементом) данных субкультур, который может выступать как: ритуал приобщения (инициации) к субкультуре; способ идентификации с ее представителями; элемент символического мира субкультуры; особая форма коммуникации в сообществе; формой протеста по отношению к «взрослой» культуре и др. Можно говорить о характерных для конкретной субкультуры видах ПАВ (марихуана у «растаманов»экстази у «рейверов» и т.д.) норм, моделей поведения, символов, стиля субкультуры в новых поколениях.

Таким образом, транслируются и традиции употребления ПАВ. В некоторых субкультурах употребление наркотиков выступает важной составляющей идеологии (мифологии).

В.М. Сорокин
Институт специальной педагогики и психологии
Санкт-Петербург, Россия



Один комментарий

  1. Автор явно провел много десятилетий не выходя из своего кабинета. Рекомендую ему, в дальнейшем, все работы посвящать перемещению кабинетной пыли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.