Принцип системности

У любого родителя есть свои плюсы и минусы, как впрочем, и у любого источника питания.  Принцип системности закона полярности подчеркивает наличие структуры связей между парой противоположностей. Иерархическое (вертикальное, разноуровневое) взаимодействие указывает на связность всех уровней системного комплекса, например: взаимодействие человек–коллектив–общество–человечество–планета и т.д.

Синергетическое (горизонтальное, одноуровневое) взаимодействие указывает на связность одноуровневых систем, например: взаимодействие между атомами, между людьми, между коллективами, между галактиками и т.д.

При горизонтальном взаимодействии в контакт входят системы по принципу взаимодополнения недостающего опыта. В результате такого взаимодействия, системы, участвующие в нем, накапливают новый опыт, выходя, за счет взаимного творческого процесса, на качественно более высокий уровень развития.

Например, в основе конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-либо вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений. Так, и человек при принятии решения переживает состояние внутреннего конфликта, которое вызвано двумя противоположными тенденциями и т.д.

Часто люди притягиваются друг к другу именно по принципу взаимодополнения. 

Например, распространены отношения, когда один из партнеров спокойный, рассудительный человек, а второй – активный,  вспыльчивый. Открытый, общительный, разговорчивый и  — молчаливый, замкнутый партнеры. Или яркая, привлекательная девушка и ее подружка – «серая мышка». Нас притягивает то,  чего нет у нас. Общаясь с другими, мы нарабатываем недостающие качества и учимся быть более гармоничными.  «Если в команде двое думают одинаково, то зачем второй»?

Ярким примером этого принципа являются отношения мужчины и женщины вообще.

Проведено немало исследований, выявляющих различия в психологии мужчины и женщины. Несмотря на различия, мужчина и женщина в равной мере необходимы друг другу, так как способны дополнить друг друга недостающими качествами. Мужчина чувствует себя несовершенным перед «лицом» женщины, поскольку ему как мужчине недостает качеств женственности. Женщина чувствует себя несовершенной перед «лицом» мужчины, поскольку ей как женщине недостает мужских качеств. Итак, у мужчины есть нечто, чего нет у женщины, а у женщины есть то, чего нет у мужчины.

Мужская линия человеческого рода испокон веков являлась носителем следующих качеств: активность, целеустремленность, стремление к познанию и преображению жизни, освоение незнакомого пространства, жажда творчества и выбор приоритета стратегических целей.

Женская половина человечества по своим физиологическим, психологическим и исторически сложившимся особенностям призвана вносить во взаимоотношения миролюбие, склонность к компромиссам, доверие, терпение, любовь, и характеризуется стремлением к стабильности, устойчивости в будничном и монотонном труде, терпеливостью. Она призвана вдохновлять мужчин и помогать им воплощать их идеи в жизнь, находить для них достойную форму проявления.

Таким образом: мужское начало является источником активности, возникновения идей, формирования целей развития; женское начало является источником объединения, организации условий для реализации идеи, формирования системы отношений.

При этом как в мужском, так и в женском полюсах рождается противоположное начало. В женщине рождается мужской стиль в виде умения ставить цели и управлять жизнью, защищать, охранять будущее. А в мужчине рождается женский стиль в виде чувствительности к нуждам мира, развивающегося чувства заботы, внимания, милосердия, сострадания и ответственности.

При вертикальном взаимодействии связь появляется между разными уровнями одного системного комплекса, а взаимодействие осуществляется по принципу соответствия.

Например, народная поговорка «яблоко от яблони недалеко падает» указывает на актуальность данного принципа в жизни человека. Многими психологическими исследованиями доказано, что воспитание ребенка находится в прямой зависимости от уровня развития самих родителей, от гармонии или дисгармонии душевного мира взрослого. Накоплено немало фактов, позволяющих проследить взаимовлияние (взаимосвязь) между чертами характера родителей и чертами характера ребенка, т.е. особенности характера и поведения родителей прямо (или диаметрально противоположно) проецируются на поведение ребенка.

Например, если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то и у ее детей будут заметны подобные наклонности. Естественно, что все эти особенности трансформируются (видоизменяются) в зависимости от типа нервной системы, темперамента, условий жизни ребенка, а также от его социального окружения. Поэтому одна и та же доминирующая черта личности или поведения родителя способна, в зависимости от разных условий, вызвать и противоположные формы реагирования. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты: грубость, несдержанность, так и прямо противоположные: подавленность, робость. Поэтому, в рамках психосистемологии, родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, советуют начать процесс воспитания с анализа самих себя, с анализа особенностей своего мировосприятия и стиля общения с другими людьми, другими словами, с анализа особенностей своей собственной личности.

Если рассматривать влияние сути полярных начал на воспитание ребенка, то можно констатировать следующие положения:

Мужская линия в семье формирует у ребенка:

  • программу развития и иерархию целевых установок;
  • идеологию, патриотизм, убеждения и др.;
  • социальную и общественную адаптацию идей;
  • стремление к признанию, амбиции, самосовершенствование;
  • когнитивный стиль (рациональный стиль мышления);
  • отношение к деятельности;
  • способность расширять пространство жизнедеятельности.

Женская линия в семье формирует у ребенка:

  • адаптацию программы развития к сложившимся условиям;
  • веру в будущее, гуманизм;
  • стремление к коллективным отношениям, альтруизму;
  • способность вынашивать и развивать отношения;
  • когнитивный стиль (иррациональный стиль мышления);
  • преданность, терпение, толерантность, постоянство;
  • способность расширять пространство жизнедеятельности.

Так, мужская линия «дедушка–отец–сын (муж)» – ступени реализации мужских характеристик. А «бабушка–мать–дочь (жена)» – ступени реализации женской программы в ряду поколений в семье. Отношение к братьям и сестрам также необходимо рассматривать в рамках закона полярности, однако они накладывают свой отпечаток на характер взаимодействия ребенка – это основы равноправного сотрудничества, как с женщинами, так и с мужчинами.

Расстановка и акцент приоритетов в семье будут влиять на отношение личности к формированию любого дела. Например, если влияние мужской линии в семейных отношениях преобладает и вытесняет значение женских качеств, то человек на уровне подсознания выполняет мужскую программу, зачастую игнорируя женские (интегрирующие) уровни и этапы. Отсюда, сложность в компромиссном сосуществовании с другими людьми, недостаток терпения, мягкости, тактичности. Если отец пьет, то целевая программа у семьи неполноценна и требует серьезной сознательной работы по ее формированию.

Для гармоничного развития психологической системы (человек, семья, общество и т.п.) важен баланс мужских и женских качеств.

По материалам книги «Психосистемное консультирование» Поляковой И.Ю. и др. 

Харкевич Наталья



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.