Специалистам всегда интересно, на основе чего, собственно, развивается болезнь. И относительно созависимости было проведено немало исследований, выявляющих предпосылки её возникновения и развития. Все эти предпосылки можно разделить на несколько групп.
Первая группа – это наследственные факторы. У многих родственников людей, страдающих созависимостью, в родне есть и больные химическими и нехимическими видами зависимости. Как правило, при рассмотрении наследственности при созависимости (впрочем, как и при любой другой зависимости) важно выяснить наличие так же психических болезней и отклонений у кровных и некровных родственников. В первую очередь выясняется наличие алкоголизма у родителей, если есть возможность, желательно выяснить и другие химические и нехимические виды зависимости в родне. Наличие подобных заболеваний у некровных родственников может сразу указывать на наличие созависимого поведения уже у кровного родственника пациента. Особое внимание необходимо уделять отклонениям в психике у бабушек-дедушек, дядей-тетей, двоюродных и родных братьев-сестер и только потом – родителей. Возникает вопрос: а что, собственно, передается по наследству? Конечно, созависимость это не генетическая особенность. Это определенный стереотип поведения и реагирования на проблемы. И по наследству он передается не через генетический материал, а как принятые в семье, сложившиеся типы поведения. И в своей собственной семье человек начинает продуцировать привычные ему с детства способы решения проблем.
Вторая группа предпосылок формируется из особенностей личности человека, которые могут привести его к созависимости. Как правило, в личности склонного к созависимости человека обращает на себя внимание закрытость эмоциональной сферы как от окружающих, так и от самого себя. Кроме этого у таких пациентов отмечается комплекс инфантильности со всеми вытекающими из этого последствиями: манипулятивность, ригидность в схемах мышления и поведения, неумение объективно оценивать и существовать в реальности и т.д. и т.п. Следующий компонент – размытость границ собственной личности. Эта нечеткость личностных барьеров позволяет созависимому полностью «раствориться» в другом человеке, часто не понимая, где он сам со своими мыслями, чувствами и поведением, а где другой человек. Такая особенность часто позволяет использовать созависимых для получения своей личной выгоды за их счет, как алкоголикам\наркоманам, так и другим деструктивным личностям, например, мошенникам, организаторам «пирамид» и т.д.
Третья предпосылка – это воспитание в семье, в которой существуют определенные отношения к людям с зависимостью, да и сами эти люди. Из семьи может идти множество неконструктивных правил, регламентирующих способы сосуществования с зависимым человеком под одной крышей: скрывать свои чувства, не выносить «мусор из избы», всегда быть ответственным за все проблемы, спасать зависимого от проблем, которые он сам создал и, якобы, не может решить и т.д. Подготовленный к жизни в семье с зависимым человеком пациент, естественно, выберет самый простой для себя способ семейной жизни – жизнь с больным зависимостью, с ним уже все понятно: ясно, что делать, как себя вести, что говорить, как получить сильные эмоции (пусть не очень приятные – ерунда!) и т.п. А главное – не надо вырабатывать новую систему личного и семейного функционирования, т.к. это – стресс и очень трудно. И ведь самое главное – что это реально трудно – отбросить свой базовый опыт жизни в семье и начать жить как-то по-новому.
Следующие предпосылки формируются из предрассудков, имеющих хождение в социуме и культуре. Здесь наиболее важны ролевые особенности, которые часто пытаются навязать женщинам. Именно женщины чаще, чем мужчины, встречаются среди созависимых, так как социальная роль матери подразумевает контроль за жизнью собственных детей – более слабых существ, подчинение своей жизни их интересам и потребностям. Именно фиксация женщины в этой роли матери-спасительницы дает возможность перерасти ее ролевой позиции из опекунства в созависимость. В российской и христианской культуре формируются определенные отношения к людям, не способным решать свои проблемы, в том числе, и из-за собственного нежелания. Основным помогающим объектом опять же является женщина. Общество восхваляет ее за всепрощение, христианство формирует комплекс вины перед мужчиной, за то, что она родилась женщиной. Все это существует достаточно долгий период и вошло, фактически, в культуру всей нации….
Наверное, по этой причине чаще приходится видеть мам и жен зависимых пациентов как образец созависимых личностей.
Наталия и Владимир Батищевы