Анатомия диалога: простые правила общения. Часть 4

Начало…

Такие вопросы сплошь и рядом возникают у молодежной аудитории и потребность в знаниях основ межличностного общения трудно переоценить.

Во всех описанных случаях мы имеем дело с таким психологическим феноменом, как «социальная фасилитация» (описана выше). Присутствие других или общение с ними приводит к напряжению нервной системы. Напряжение в свою очередь усиливает доминирующую реакцию: в первом случае — думать не о теме разговора; во втором случае — стеснительность и социальная фобия; в третьем — стеснительность и тремор рук. Возникает внутренний конфликт между темой говорения и концентрацией на своей проблеме общения, который и усугубляет ситуацию. Какой же выход из ситуации?

Чтобы общение было успешнее, надо устранить эти конфликты путем сосредоточенности только на теме разговора и знании «предмета обсуждения» и исключить обеспокоенность о внешнем облике (выглядеть безупречно). С целью уменьшения напряжения нервной системы, работать с успокаивающими практиками (скажем, медитация). В разговоре напряжение можно снять, если вслух проговорить Ваш страх. Выведенный наружу и проговоренный, он теряет свое влияние. Если в выступлениях донимает высокий порог волнения — надо не стесняясь об этом сказать перед слушателями. Проговоренные опасения и страхи перестают нам докучать.

И не относитесь к общению так серьёзно, скиньте с плеч груз ответственности и важности происходящего!

1) Не придавайте очень большого значения оценкам окружающих.

2) Важно знать, о чем говорить, постоянно повышать свои знания и эрудицию.

3) Повышать свою самооценку, найти дело, где Вы будете лучше других.

4) Поучаствовать в тренингах общения.

Современная психология исходит из того, что человек социален по самой своей природе, и ему присущ мотив аффилиации — стремления к себе подобным, а также ему присущи социальные по своей природе потребности — потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоутверждении. Потребность в самоутверждении говорит о том, что человек хочет быть значимым в глазах других.

В период становления молодого человека как личности особую ценность приобретает общение со «значимыми другими», сверстниками, возлюбленными. В период развития межличностного общения — в школьные, университетские годы — происходит становление личности. Период приобретения необходимых навыков и стилей общения окажет свое влияние на всю последующую жизнь.

Когда потребности общения не удовлетворены, это накладывает особый, иногда не изменяющийся в дальнейшем отпечаток на характер личности. Муки неудовлетворенности делают любое существо угрюмым, недоверчивым, нелюдимым, легко ожесточающимся и в то же время боязливым и неуверенным в себе.

В процессе общения формируются и ценностные ориентации:

— ценности «межличностного» уровня (пообщаться с близкими, поговорить по душам, завязать приятное знакомство);

— ценности «ментального» уровня (умственного, духовного);

— ценности социального уровня (ценность успеха, мотивация достижений, самосовершенствование);

— ценности духовного уровня (нравственные принципы, понимание великих творений мирового искусства).

Навыки общения у людей складываются стихийно. Специальное обучение навыкам общения представляет собой особую задачу, и современная психология сегодня может предоставить богатый арсенал помощи молодежи в виде социально-психологических тренингов или, попросту, тренингов общения.

Специальное обучение включает изучение общих закономерностей общения и овладение «технологиями коммуникации».

Итак, общение — это почти постоянная работа человеческой психики, это и процесс развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью. И овладеть искусством коммуникации может каждый.

Находясь на пороге познания психологии общения, не бойтесь распахнуть дверь…

Людмила Жукова



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.