Два слова об образовательной системе

Система образования в государстве есть только одна (макросистема), а образовательных систем, как различных креативных вариантов системы образования, — много. Но каждая из образовательных систем в системе образования имеет свою оригинальную основу, инвариантную для образовательной системы, которая и является залогом ее развития.

Образовательные системы (как и любые социальные) способны к самовосстановлению, они адаптивные (способные находить такие ответы на внешние и внутренние проблемы, которые увеличивают их шансы на сохранение, запоминают эти ответы и используют их в подобных ситуациях), состоят из элементов.

Образовательная система — это системообразующая подсистема национальной системы образования, которая наделена специфическими функциями; структурная, самоорганизующаяся целостность исторически обусловленных и взаимосвязанных взглядов, убеждений, идеалов, национальных традиций и практических действий, объединенных общими мотивами, задачами и целями, направленными на обучение и воспитание человека для достижения им определенного уровня образованности как степени становления личности. К таким подсистемам можно отнести высшее образование, последипломное образование.

С пониманием того, что система образования является системой динамичной, делаем вывод, что перманентные попытки реформационных изменений в образовании — процесс закономерный и объективный. Другая проблема: нужно консервировать систему образования с ее последующим директивным реформированием нужно создать оптимальную управленческую модель для образовательных систем как систем динамических, что будут развиваться и видоизменяться вместе с изменениями в обществе?

Именно здесь возникает необходимость в применении синергетического подхода к анализу образовательных проблем, поскольку он позволяет моделировать управления сложными динамическими образовательными системами, основой которого является формирование и совершенствование самоорганизации и самоуправления. В отечественном праве существует блок правовых норм, которые создают правовое поле для внедрения в практику управления учебным заведением общественных институтов и механизмов (попечительские советы, советы микрорайонов, органы самоорганизации населения).

Самоорганизация образовательных систем занимает важное место в образовательных процессах, но существование адекватной системы управленческого сопровождения процессов в динамических системах образования невозможно без соответствующей ориентации на саморазвитие и самоорганизацию личности субъекта образовательного процесса (учителя, ученика, преподавателя, студента и др.). Любые «внешние» относительно педагога преобразования в контексте синергетического управления образовательной системой останутся хорошими словами, если педагог как основная фигура в большинстве образовательных систем не перейдет с информативно-трансляционно «линейному» измерению деятельности. Это касается как самоорганизации личности самого педагога, так и содействие самоорганизации ученика или студента. Как тут не вспомнить слова Григория Сковороды, который говорил, что учитель — не учитель, а только помощник природы. Сокола быстро научишь летать, но не черепаху; клубок сам покатится сверху — забери только камень с его дороги. Не учи клубок катиться, а только помогай ему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.