История дидактики

Иоганн Песталоцци

Иоганн Песталоцци, один из основоположников дидактики начального обучения

Дидактика (грец. “didaktikus” — учу) — область педагогики, которая разрабатывает теорию обучения и образования.

Считается, что первым начал использовать этот термин немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 -1635), который толковал дидактику как научную дисциплину, которая исследует теоретические и методические основы обучения. Статус науки дидактика получила благодаря работам чешского педагога Я.-А. Коменского, который в книге “Большая дидактика” (1632) изложил основные принципы обучения и формы ее организации. Он автор существующей классно-урочной системы, деления учеников на классы, учебного времени — на учебные годы, четверти с каникулами между ними, ежедневных занятий — 45-минутные уроки и 10- 20-минутные перерывы. Им были начаты предметная система преподавания за определенными программами и учебниками, экзамены в конце года.

В развитие дидактики весомый вклад сделали французские просветители-педагоги XVIII ст. Клод Гельвеций (1715-1771), , Жан Кондорсе (1743-1794), Дени Дидро (1714-1784), Жан-Жак Руссо (1713- 1778). Они призвали учитывать возрастные особенности учеников в учебном процессе, выступали за активизацию методов обучения, опирались на опыт и наблюдение за учениками, перестройку школы, демократизацию образования в интересах народа.

Швейцарский педагог Йоганн-Генрих Песталоцци (1746-1827) попробовал соединить детскую работу с обучением; разработал систему образования, по которой процесс воспитания ребенка должен быть направлен от простого к сложному, а учебный процесс — построенным на основе чувствительных восприятий. По его мнению, глубокие знания можно получить лишь при условии последовательного и систематического обучения.

Немецкий философ и педагог Йоганн-Фридрих Гербарт (1776-1841) разработал теорию степеней образования; старался решить проблему обучения, в процессе которой возникают разносторонние интересы; оставил много ценных дидактических советов относительно развития у учеников внимания, наблюдательности, памяти, языка.

Русский педагог К. Ушинский (1823-1881) в основу своего видения задач педагогики положил идею народности начального обучения. Он настаивал, чтобы обучения строилось с учетом психологических особенностей учеников, от учителей требовал глубоких знаний, которые выходили бы за границы отдельного предмета, соблюдение таких дидактических принципов как систематичность, последовательность, наглядность, прочность усвоения знаний. Его прогрессивные дидактические принципы и методы преподавания исповедовали В. Водовозов, М. Корф, О. Остроградский.

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.