Личное пространство подростка

О подростках написано тысячи книг и тысячи статей по психологии развития, а проблем в общении с ними не становится меньше. В этой статье не будет основных правил и секретов психологии развития для общения с ребенком в переходный период. На мой взгляд, они точно такие же, как и способы эффективного общения между взрослыми людьми.

Первое, что нам необходимо принять, это то, что подросток хочет быть взрослым, ощущает себя таковым и готов бороться за свой новый статус любыми путями. Значит, он ждет общения с собой как со взрослой личностью. И если мы действительно так с ним общаемся, он это чувствует и идет нам на встречу. А если мы разговариваем с ним как с подростком, он это тоже почувствует.

Что нам взрослым важно в нашей взрослой жизни? Мы сами принимаем решения, планируем свой отпуск и выходные, мы можем переехать в другой город или сменить работу… Что остается подростку? Его школа, отношения с друзьями, секции. Эти сферы его жизни мы не можем оставить полностью без контроля, мешает ответственность за благополучие детей.

Однако любое вторжение в приватность подростка чревато проявлениями негативизма, агрессией и замкнутостью. Такова психология его развития. Очевидно, что гнев подростка в этом случае связан с личным достоинством, а совсем не со страхом быть застигнутым за плохим поступком.

Как же показать подростку, что мы ценим его «взрослость»? Взросление своего ребенка нужно действительно ценить! Жаль конечно, что с ним уже не понянчишься. Однако, если эти сожаления у вас больше, чем гордость и радость за изменения в своем ребенке, то с этим следует что-то делать.

Важно, что ситуацию вторжения в личное пространство подростка мы невольно провацируем сами, организуя пространство своего жилища таким образом, что оно принадлежит всем и никому. Даже если подросток вынужден делить свою комнату с вами или братом, у него все равно должно быть что-то свое, принадлежащее лично ему. Свой шкаф, полка, стол. А что там лежит? Об этом можно узнать только с разрешения хозяина.

Положить туда что-то или переставить мы, согласно психологии развития, тоже не вправе. Вообще не так важно, что хранит и оберегает ребенок, важно, что мы ценим его личное пространство, и он это видит.

Безусловно, у каждого человека должны быть свои личные вещи. Должны быть они и у подростка. Речь идет не о школьной сумке и одежде, а о том, что принадлежит только вашему ребенку, что он может сломать, подарить, потерять и ему за это ничего не будет. Ваше право отказать в приобретении очередного СD-диска, если Вы считаете, что ребенок не так с ним обращается, но уже если Вы его купили для ребенка, то теперь — это его собственность.

Самое жестокое для подростка — апеллировать к тому, что все, что куплено на ваши деньги — ваше. Полная финансовая зависимость очень угнетает любого человека.

Еще раз к вопросу о финансах. Подростку нужны карманные деньги, а лучше возможность заработать хотя бы небольшую сумму.

Кроме личных вещей, денег и места, в понятие личное пространство входит еще такая категория, как личное время. Вспомним, как раздражает нас, когда кто-то ворует наше личное время. Приходится менять планы, отказывать себе в чем-то. С нашей стороны будет грамотно оставить своему ребенку час или два в день на его личные дела, и не беспокоить его в этот период: не просить вынести мусор, сходить в магазин, позвонить бабушке и т.д.

Психология развития ребенка подсказывает, что в этом случае ребенку не нужно будет бежать из дома в поисках места, где можно провести спокойно свое личное время. Полезным было бы, если вы уж обращаетесь к ребенку в это время, спросить можно ли его отвлечь.

И к вопросу о самостоятельности и ответственности. Советуйтесь с подростком, когда решения принимаются относительно всей семьи в целом.

Можно еще долго продолжать этот перечень. Однако чем больше пунктов в списке, тем меньшей ценностью обладает каждый из них. Пусть — это лишь часть того, что «наработала» психология развития для нас. Зато часть — самая важная.

Ольга Дьячёк www.tlklass.ru



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.