Метод кнута и пряника. Насколько он эффективен в мотивации персонала?

Кнут и пряник применялся всегда для мотивации работников. Вспомните старые сказки, чего только не сулил царь, чтобы получить заветные результаты — и полцарства в придачу, и дочь любимую в жены, и, и, и… А как заполучит, пряник на кнут меняет.

В современном офисе до сих пор применяются эти методы. С каждым годом все более скрупулёзно разрабатываются системы мотивации персонала. Сотрудники кадровых служб придумывают новые и новые «кнуты» и «пряники». Как же удержать, привлечь, повысить эффективность, как поощрить, как наказать персонал в компании? Воруют идеи друг у друга, применяют мировой опыт, обращаются за помощью к самим сотрудникам. Только все системы работают абсолютно по-разному в разных компаниях.

Самое главное и самое трудное — до конца понять, чего же хочет команда? Чем ее можно замотивировать? Что русскому хорошо, немцу — смерть. Применительна эта пословица и к разным коллективам. Что для одних ароматный пряник — другим может показаться кнутом.

Примеры.

1. Сотрудник нанимается на работу и для себя делает выбор в пользу прозрачной зарплаты.

2. Человек хочет быть занят любым трудом, независимо от величины оплаты труда.

3. Выбор в пользу работы единой командой — для такого сотрудника величина зарплаты неважна, для него главное — идея. За нее он готов трудиться не покладая рук. А тут еще и платят? Здорово! Но совсем необязательно. Это не анекдот. И такие сотрудники встречаются.

4. Бывают и такие, для которых работа ограничивается двумя словами «От» и «До». Все, больше он не сделает ни на йоту. Это не входит в его функциональные обязанности. Он знает, как избежать наказаний, он постарается никогда не довести дело до применения кнута, но и пряник для него — редкость. Отбывание наказания…

Это только несколько портретов типичных сотрудников любого офиса. Можно к ним огульно применять все методы мотивации? Очевидно, что нет.

Для человека, которому важны четкость поставленных задач и прозрачность всех выплат, со спокойной душой и сердцем покинет офис, как только эти договоренности будут нарушены. Обычно это знающие себе цену сотрудники и умеющие грамотно поставить условия и добиться их выполнения. Именно они составляют основной фонд любой компании. И именно они работают за деньги.

Профессионалы любят уже не только работать за деньги. Для них важен статус, они охотно откликаются на возможность проявить себя в решении сложных профессиональных задач. Для них премии, конечно, приятны, но плюс к этому важно признание их заслуг. Они всегда лидеры, это тот самый золотой фонд, на который есть опора и надежда у любого руководителя. С такими работниками в профессиональном плане работать одно удовольствие — работа будет выполнена на пять с плюсом, на полцарства. Но управлять такими людьми тяжело — они не приемлют авторитарного типа управления. Способны дать резкий отпор. Кнут для них будет всегда висеть в темном чулане.

Патриоты работают за идею. Они — сердце компании. Кто, кроме них, еще так болеет за дело? Не выплатили зарплату вовремя? Займут денег и будут трудиться дальше с той же усердностью и прилежанием. Это лояльный фонд любой компании. Для них моральная форма стимулирования — самая желанная. Из них получаются лучшие руководители подразделений, четко выполняющие задачи в любые времена и при любых обстоятельствах. Главное, почаще их хвалить.

Есть еще один очень редкий тип сотрудника — хозяин. Он почти патриот, только знает все дело изнутри и потому к каждому вопросу подходит с точки зрения руководителя. Он не будет входить в положение хозяина, он сам хозяин. Обычно это люди, которые когда-то имели свой бизнес и умеют принимать по-настоящему грамотные решения. Для них важно соучаствовать в процессе, создавать и приумножать собственные богатства. Работа в таком коллективе — вечный процесс переговоров о сотрудничестве. И если такому хозяину что-то не понравится или он не сможет договориться с руководством — может стать очень серьезным и опасным конкурентом, поскольку в деталях знает секреты бизнеса.

Нарисованные портреты редко встречаются в чистом виде. В каждом сотруднике можно найти два-три подобных типов поведения. Потому так важно разработать грамотную систему мотивации. Она не может быть статичной. Изменяющиеся требования среды и времени внесут в нее свои серьезные коррективы. Потому разработка системы мотивации сотрудников — процесс непрекращающийся, динамичный, творческий.

Пятирикова Жанна



Один комментарий

  1. На днях услышала вариант метода «Кнута и пряника» — самому есть пряник и при этом погонять кнутом :).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.