Начало формирования системы ценностей

В очередной интересный понедельник мы говорили о системе ценностей. В гостях психолог, психотерапевт Анна Мокшанцева. Начали мы с вопроса, что такое система ценностей, из чего состоит, как выглядит.

— Надо сказать, что однозначного определения термина «система ценностей» не существует. Однако, в более доступных общих чертах можно обрисовать систему ценностей как систему — то есть это некоторый свод, набор установок, правил и принципов, которыми потом пользуется человек, потом — когда они сформированы и в доступе в осознанном при оценке собственного поведения, при оценке других людей, которые находят отражение и в том, как человек жизнь свою строит, и в том, как он, например, строит отношения.

Формироваться система ценностей начинает в 1,5-2 года. Как вы понимаете, точных дат тут не скажешь. Когда человек рождается маленький, у него основное внимание внутреннее сконцентрировано на самом себе, так называемый оральный период. Вначале все внимание человека сконцентрировано на оральном сфинктре, и, в основном, он занят тем, что кричит и ест, а вот потом, когда начинает уже двигаться, перемещаться в пространстве, проявлять интерес не только к себе, но и к внешней среде, то он сталкивается с определенными социальными нормами.

В психологии есть такой термин «суперэго», но не совсем в том понимании, которое ему Фрейд придавал, это некоторый свод норм, например, в туалет надо ходить на горшок, а не в пеленки, вазу брать нельзя или, наоборот, можно. И в этот период, когда человек начинает активно взаимодействовать с окружающим миром, примерно в 1,5 года, начинает формироваться система ценностей.

В общем-то, процесс достаточно болезненный для каждого из нас. Скажем, если до этого ребенок намочил пеленки, родители радуются — «Животик работает, очень хорошо!», а потом к ребенку начинают требования применять, что надо на горшок проситься или идти на горшок. И у ребенка возникает первый внутренний конфликт — как это так, то, что раньше приносило радость людям, теперь они требуют какого-то самоконтроля. И так постепенно начинает формироваться отношение к правилам — что хорошо, что плохо, чего от него ждут окружающие люди, от которых он зависим очень сильно в этом возрасте, ну и отношение к себе и своим потребностям.

В зависимости от того, как мы этот период прошли, надо сказать, что основная стратегия, основной вид или стиль системы ценностей формируется вот в этом возрасте. Например, ребенок нашел ножницы и хочет штору порезать или взял фломастер и на обоях рисует, или за вазой потянулся, или пошли гулять, его в лужу тянет и в грязь. В общем-то, он познает мир.

Если ему выставляют очень жесткие ограничения, например, вазу с цветами брать нельзя, она дорогая или ты ее разобьешь, или порежешься — по разным причинам. Пошел в лужу — маме опять стирать. Если вот такой подход, скажем, методичен, планомерен и последователен, то ребенок в этом возрасте усваивает, что он и его желания не очень значимы, а очень значимы вещи, и у него система ценностей формируется в одном стиле.

А если ребенку говорят, что по телевизору молотком стучать нельзя, а по доске можно, тогда ребенок понимает, что его потребности находятся на первом месте, и больше открывает себя, и система ценностей формируется в другом стиле, который более настроен на самораскрытие.

Вот если начинает формироваться система ценностей в столь нежном возрасте, то сформированой система ценностей считается не тогда, когда максимально большой набор правил и установок и принципов у человека есть, которыми он пользуется, а тогда, когда человек осознанно, самостоятельно может заниматься приборкой в своей системе ценностей, выбирая, какие установки ему помогают жить, а какие нет, какие заимствованные и хороши для него, а какие заимствованы, либо сформированы на основе собственного опыта, но не соответствуют среде, в которой он сейчас обитает.

И если человек осознанно пользуется собственным мнением и, ориентируясь на то, что хорошо для него, способен пересматривать свою систему ценностей, тогда мы говорим, что это сформированная система ценностей — она продолжает быть гибкой, она продолжает каким-то образом изменяться, корректироваться, в зависимости от внешней среды.

Но если у человека система ценностей регидна, то есть не гибка — он точно знает, что хорошо, что плохо, это может выражаться в разных формах, начиная от категоричности, заканчивая фанатизмом, то в этом случае мы не говорим о сформированной системе ценностей, мы говорим о жесткой, негибкой системе ценностей, которая застопорилась в своем формировании.

Можно встретить ребенка 7-летнего, который очень категоричен, он точно знает, что хорошо и что плохо, и можно встретить человека, умудренного опытом, у которого самосознание и сознание собственных ценностей, ум живы и пластичны.

Так что, формироваться начинает в раннем детстве, а сформированной считается тогда, когда человек осознанно, самостоятельно и ответственно готов поставить любую из установок под сомнение, и, исходя из проверки этой установки на прочность, либо оставлять ее в активном пользовании, либо отправлять в архив за ненадобностью.

Продолжение…

Вавилина Наталия



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.