Одиночество как добровольный выбор. Часть 3

Начало…

Эгоизм и прагматизм. В современном обществе нередко встретишь таких людей, которые просто «не хотят проблем». Их логика такова: зачем строить совместную жизнь с кем-то, если надо подстраиваться, терпеть чьи-то недостатки, порой тащить на себе ношу финансовой ответственности за другого? Зачем растить детей, которые могут и не отблагодарить родителей никогда, а вот проблем создать могут очень много?

Суммируя опыт жизни предыдущих поколений, некоторые люди делают вывод о том, что не стоит ни с кем близко сходиться лишь потому, что это — проблема. Это касается и любви и дружбы. Ведь и то и другое — ответственность, а ответственности эти люди не хотят. Они как правило считают собственную выгоду от отношений не соразмерной моральным и материальным затратам на другого. То есть по их расчетам тратить при наличии ответственности они будут больше, чем получать. А это в их планы не входит.

Что интересно, среди них нередко встречаются довольно сильные личности, способные прекрасно обеспечить себя, успешные в карьере, имеющие прочный социальный статус. И потому их не проймешь страшилками из серии «а кто тебе стакан воды в старости подаст?» — у них все просчитано и предусмотрено. Включая стакан воды в старости — на этот случай у них может быть отдельный счет в банке. Такие люди стараются не обременять себя привязанностями, находя партнеров для «ни к чему не обязывающих» отношений и решая тем самым свои и чужие сексуальные проблемы. Но не более того. Случись что с партнером — логика эгоиста потребует скорее заменить партнера, чем протянуть руку помощи.

Эта позиция многим покажется некрасивой, но у нее есть существенные причины. Что видели эти люди в родительских семьях, семьях друзей и подруг? В нашем обществе ведь нет настоящей культуры межличностных отношений, да и материальные факторы оставляют желать лучшего. И потому в каждом поколении можно было видеть ссоры невесток со свекровями, тещ с зятьями, отсутствие личной жизни у пар, живущих с ребенком в одной комнате, постоянные заботы о хлебе насущном, вынужденное сожительство под одной крышей людей, давно разлюбивших друг друга, родителей, калечивших жизнь детям, а потом этими же детьми брошенных в старости.

Кто-то наивно делает вывод о том, что «у меня точно будет лучше». И чаще всего попадает в ту же яму. Кому-то действительно удается сделать лучше, но таких — объективно мало. А кто-то решает и вовсе не строить никаких отношений, создавая себе все гарантии собственным заработком и отсутствием ответственности. И сознание того, что его выгода — в возможности принадлежать себе на все сто процентов, делает эту позицию довольно устойчивой.

Рациональный ум такого человека говорит, что «лучше не экспериментировать». Перевоспитать расчетливого эгоиста очень сложно. Потому что он, в отличие от первых двух типов одиноких людей, максимально осознанно подходит к вопросу. Первый выбирает одиночество чтобы избежать повторной травмы, второй — чтобы избежать слишком большого количества душевного и эмоционального мусора, идущего от людей, но оба они при стечении обстоятельств и появлении подходящих людей могут хотя бы частично ослабить свои позиции. Эгоист и прагматик — вряд ли.

Если кто-то значимый для вас оказался носителем такой философии, единственное, что вы можете сделать — установить с ним те самые приемлемые для него «ни к чему не обязывающие» отношения. Возможно, со временем вы начнете значить для него больше, но единственный путь подобраться к нему — принять его форму и его философию. И ни в коем случае не взывать горячо к «общечеловеческим ценностям» — этим вы его точно не проймете, а скорее — оттолкнете от себя. Попробуйте влезть в его шкуру и точно усвоить его правила. Быть может, когда-нибудь он сделает для вас исключение из них. Но для этого нужно быть хоть в чем-то «своим», что означает — столь же расчетливым и эгоистичным.

Говорят, что двадцать первый век станет веком одиноких людей. Мы разучились строить отношения, создавать семьи. Быть может, кто-то наверху принимает меры, потому что нас стало слишком много. Но этот кто-то однажды сказал: «Нехорошо человеку быть одному». И я с ним согласен.

Антон Несвитский
Психологический центр «Зеркало Души»



комментариев 8

  1. И я с Ним согласна.

    Интересно, а почему люди боятся называть Бога его именем. Мне кажется, это несколько согласуется с темой об осознанном небрании ответственности на себя за отношения. Ведь если происходит знакомство с человеком, обмен информацией о том, как зовут, кто мы, начинается общение. Обе стороны сразу делают выводы. Как только начинает пахнуть ответственностью — разбегаются. Или остаются на начальном уровне отношений. Также и с Богом, я думаю. Как только я узнала, что у него есть имя, какой он, надо принимать решение, а хочу ли я строить с ним отношения, хочу ли делать то, что он от меня требует, делать что-то для Него. Что Вы об этом думаете?

  2. Да, Краб, я про Бога.

    Удовлетворение духовных потребностей делает мою жизнь полноценной. Моя жизнь имеет смысл, потому что я стараюсь жить в согласии с нормами и принципами, изложенными в Библии, которую считаю боговдохновенной.

  3. Елена

    Удовлетворение духовных потребностей делает мою жизнь полноценной.

    Это каким образом? Это как-то связано с жизнью по правилам?

    Моя жизнь имеет смысл, потому что я стараюсь жить в согласии с нормами и принципами, изложенными в Библии…

    То есть при не соблюдении норм и принципов вы чувствуете некую неудовлетворенность жизнью?

    А как в вашей жизни сосуществуют нормы и правила не из библии? Предполагаю, что существуют расхождения между библией и современной жизнью.

  4. Краб
    В жизни любого человека есть потребности физические, эмоциональные и духовные. Когда человек испытывает голод, он ест, после периода бодрствования спит. Когда человек общается с друзьями, он радуется, печалится и т.д. Когда возникают вопросы о том, кто мы, зачем мы здесь, откуда мы, поиск ответов удовлетворяет духовные потребности. Правила устанавливают люди, чтобы упорядочить, а иногда и ограничить свою деятельность.

    При несоблюдении нравственных норм обычно мучает совесть. Игнорирование принципов приводит к неразумным решениям, ошибкам, на исправление которых тратятся лишние силы и средства. Пример: «Корень всего злого — любовь к деньгам». О вреде жадности, наверное, нужды говорить нет. К тому же этот принцип помогает не залезать в долги, не брать ненужные кредиты, не запрещая иметь деньги и быть довольным тем, что есть.

    Если какие-то «современные» нормы и правила противоречат библейским, со временем их несостоятельность будет очевидна. Популяризуемое некоторое время назад ненаказание детей привело к необузданной вседозволенности. Женская эмансипация сделала огромное количество женщин одинокими и несчастными. Сексуальная свобода разбила множество семей и судеб. Конечно, каждый сам выбирает, как строить свою жизнь. Идти за не думающей толпой, только потому что это сегодня модно, или обдуманно устраивать свое спокойное счастье на прочном фундаменте. Вы же согласитесь, что «возлюби ближнего как самого себя» и «делай другим тоже, что хочешь, чтобы делали тебе» — непреходящие и уже не требующие доказательств принципы. Хотя можно и к столбу прикопаться, только имеет ли смысл…

    Я ответила на Ваши вопросы, Краб?

  5. Елена
    Спасибо за ответы, но все равно есть пара моментов лично мне непонятных.

    — Каково отношение к вещам, не упомянутым в библии? Например, в отношении к интернету? Конкретно, отношение к церквям в интернете?

    — Каково отношение к смертной казни? Смертной казни педофилов?

    Как вы верно указали, «каждый сам выбирает, как строить свою жизнь». Кто-то делает как все (следует за толпой). Но по мне, следование библии относительно равнозначно следование повадкам толпы. И то, и другое без применения головы зачастую глупо, а порой очень глупо.

    p.s. Почему-то мне показалось, что в концовке вы попытались щелкнуть по носу, по моему излишне любопытному носу. Это так? Если я ошибаюсь, то прошу простить меня, если же я не ошибаюсь, то у меня возникает удивление — вы оставили первое сообщение, я думаю, не просто так, плюс это несколько не сообразно с моими представлениями о верующих, я думал у них больше смирения (по крайней мере не для получившейся ситуации).

  6. Краб
    Тем Библия и универсальна, что в ней нет конкретных правил на любой случай жизни, но есть принципы. В отношении интернета можно применить такой принцип: все законно, но не все полезно. Продвинутое современное средство коммуникации, источник информации, но нельзя не учитывать вред компьютерной зависимости, порнографии и др. Или другой принцип: ставить духовное на первое место в жизни. Это поможет не переоценивать значимость даже хороших по своей сути вещей. В рамках этих и других принципов для каждого есть огромная возможность выбрать то, что отвечает потребностям и возможностям каждого индивида, не нарушая Божьих норм.

    Говоря о религиях в интернете, я считаю, невозможно поклоняться Богу через компьютер. Что касается молитвы, исследования и размышления над Библией, посещения мест для поклонения и исповедания своей веры, интернет может служить лишь как ограниченное вспомогательное средство.

    Про смертную казнь вопрос не однозначен. С одной стороны, только Бог, являясь Создателем и Жизнедателем, имеет полное право решать, кто достоин жить, а кто нет. С другой стороны, Он допустил существование мирских правительств, законам которых истинные христиане подчиняются, пока они напрямую не противоречат Божьим законам.

    Вам, вероятно, встречались верующие, не могущие обосновать свою позицию. Часто люди лишь следуют каким-то религиозным традициям, уходящим корнями в язычество и разбавленным всевозможными философиями. Но ведь это либо легковерие, либо фанатизм. Чтобы иметь настоящую веру, необходимо знать основные истины, быть знакомым с фактами, а также всем сердцем принимать то, о чем свидетельствуют эти факты. Библия как раз побуждает «совершать священное служение, задействуя свой разум… обновлять свой ум, чтобы удостоверяться, в чем состоит совершенная воля Бога».

    Раз Вы извинились, то смирение однозначно присуще Вам. Если же какие-то мои слова показались Вам недостаточно смиренными, это еще раз подтверждает справедливость Священного Писания. Язык — это огонь, и укротить его никто из несовершенных людей не может. Свое первое сообщение я оставила потому, что мне очень понравилась заключительная мысль статьи. И, как это часто бывает, не смогла остановиться. От избытка сердца говорят уста. А в получившейся ситуации я несколько растерялась, прочитав реакцию на свои слова. Спасибо за разговор.

  7. По моим ощущениям с каждым постом ваши сообщения все более адекватнее что ли (не могу подобрать слово). Вначале чувствовалась некоторая гордыня, некое ощущение избранности (а я знаю то, что недоступно вам) и некоторое самолюбование.

    Я рад такой прогрессии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.