Про общее и частное на примере РПЦ и УПЦ

Чтобы дать объективную оценку визита Патриарха РПЦ (Российской Православной Церкви) Кирилла, необходимо видеть картину взаимоотношений Украины и России в целом. Ни для кого не секрет, что Россия по-прежнему преследует цель объединения всего славянского в единыйтак называемый «Русский Мир».

Ранее в Украину заезжали политики разных калибров и разного интеллектуального уровня. Аналогично происходило с украинскими политиками, заезжавшими в Россию. Теперь к российским политикам, после победы на выборах Януковича, добавился ещё один штык — Патриарх Кирилл. Благо для Кирилла, что новый Президент Украины проявляет к гостям из России куда большую лояльность, чем к собственным политическим и духовным деятелям. Пока Россия воплощает свои планы по вовлечению Украины в своё пространство, Янукович занимается внутренними поглощениями, хотя это не является объектом обсуждения данной статьи.

Чтобы видеть всю эту картину в целом, мы должны понимать, что любое действие является общим для более частных, и одновременно является частным действием для другого более общего процесса. Другими словами, визит Кирилла, с одной стороны, является частным событием в общем процессе вовлечения Украины в поле России (не только в информационное, экономическое, политическое, но также и в духовное поле). С другой стороны, этот же визит одновременно можно рассматривать как общий процесс со стороны РПЦ по вовлечению УПЦ (Украинской Православной Церкви) обратно под свою опеку со своими более частными локальными действиями.

В 1990-х годах, в силу известных обстоятельств, киевский филиал РПЦ стал называться УПЦ и получил больше автономии, чем имел прежде.

С осени 1989 года в УССР церковно-политическая ситуация резко обострилась. Среди священников и прихожан Украинского Экзархата обнаружились тенденции к отделению от Московского Патриархата. На имя Патриарха Пимена и митрополита Киевского, Патриаршего Экзарха Украины Филарета поступали послания от клириков из западноукраинских епархий с призывами даровать автокефалию Экзархату. Архиерейский Собор РПЦ 30-31 января 1990 года принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло последним в СССР (в Украине и Белоруссии) бо́льшие права в самоуправлении, а также право именоваться Украинской и Белорусской Православными Церквами. Все это стало результатом временных уступок с целью снять сиюминутную напряженность.

Прошедший 13-16 августа 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ, на котором присутствовали все правящие архиереи Украинской Православной Церкви, активно участвовавшие в обсуждении вопроса о положении УПЦ (высказывались различные предложения по вопросу: от восстановления прежнего статуса экзархата до предоставления полной автономии), принял особое определение, в частности, гласившее: «Подтвердить статус независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году».

Времена изменились и территориальное вовлечение уже не актуально и очень затратное, а значит можно начинать обратный процесс — восстановление прежнего статуса экзархата и ликвидация любых сепаратистских настроений. Благо, что время при Януковиче ещё есть и действовать надо быстро, так как 5 лет президентства пролетят незаметно, а впереди нужно ещё и местные выборы выиграть (31 октября 2010 года).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.