Родители тоже люди

Учить любить через страх разоблачения, осуждения и наказания социумом — старо, как обычай побития камнями неверной жены. Так у нас иногда учат любить детей! Кроме явного осуждения, ничего другого, чтобы справиться с возникающими в процессе общения с ребёнком неприятными эмоциями, не предлагается.

В статьях на темы воспитания рефреном звучит тема родительского долженствования, обязанностей. Почему чувства ребенка важнее, чем чувства взрослого? Что за теоретическое неравноправие, на практике выливающееся в родительские неврозы? Долго ли сможет «плохая» мама подавлять свое раздражение на ребенка? Не заболеет ли она от этого? И куда девать гнев — ведь он реален?

На эти вопросы, к сожалению, популярная педагогическая литература зачастую ответа не дает. А ведь они первичны. Давно известно, что если счастливы родители — счастлив ребенок. Родитель зачастую кричит на ребенка не потому, что хочет, а потому, что иначе не может. Клеймить его не за что, а помочь жить счастливее, лучше понимать самого себя, получать удовольствие от собственных детей — можно и нужно. Осуждая жестокость в отношении детей, демонстрируют жесткость к их воспитателям.

Разоблачать и наказывать — это работа карательная. А кто же тогда сможет понимать и принимать? Ведь если будут бояться осуждения, не обратятся за помощью со своими внутренними проблемами. Домашний терроризм — это выражение загнанного внутрь напряжения, гнева, замкнутый круг ненависти, неудовлетворенности, несчастливости. Разорвать его — сложная задача, и это, безусловно, нужно обсуждать. Но никто еще радикально не победил террор силой осуждения…

Как же можно дать ребенку честную информацию о жизни, если он будет думать, что в принципе возможны такие отношения, когда у одной стороны есть только обязанности, а у другой — только права? Такой ребенок не подготовлен к жизни, он потратит много времени, пока узнает (или так и не узнает) как на самом деле строятся отношения с людьми. А родители — тоже люди!

Предъявляя высокие требования к родительству, те, кто знает, как правильно, рассчитывали на обратную связь в виде готовности соответствовать стандартам идеального родителя. А получили, быстро распространяющееся движение «чайлд-фри», когда люди сознательно выбирают жизнь без детей и доказывают ее преимущества. Не хотят быть родителями — теми, кого судят, оценивают и поучают все, кому не лень. Благодаря противозачаточным достижениям медицины ловушка природы перестала безотказно работать и — добро пожаловать в общество свободного выбора.

Враг детей, друг детей, хороший родитель, плохой родитель… Какие же это, в сущности, ярлыки! У доктора Спока были плохие отношения с собственными детьми, великий педагогический теоретик Жан-Жак Руссо сдавал своих новорожденных отпрысков в приюты, а удостоверение друга детей № 1 носил Сталин, осиротивший миллионы. Опасность этих ярлыков в том, что они заставляют людей еще глубже конспирировать свои семейные проблемы, защищаться от неделикатного «вмешательства во внутренние дела», не доверять специалистам, причиняющим боль. Рассуждать в категорическом тоне о воспитании — значит больно задевать чувства тех, кто ежедневно и ежечасно дает ребенку, что может.

У меня есть опыт социальной работы с мамами, оставившими своих детей сразу после рождения — к ним ходят психологи социальной службы, поддерживая и помогая сформировать желание быть все-таки со своим ребенком. Когда шла первый раз на беседу, думала, увижу каких-то бездушных монстров. Но постепенно, в процессе общения с этими многого от жизни недополучившими женщинами, возникало чувство, что подарить новому человеку жизнь — это уже немало, и не стоит этот дар обесценивать. Они смогли дать только это, а кто-то сможет полюбить и позаботиться, другой — предложит денег, но любви не наскребет.

Имитировать хорошее отношение в угоду кому-то или чему-то — это каждый проходил, худший вид несвободы. Когда тратишь силы на «казаться» — меньше их остается на «быть». Мы дадим своим детям столько любви, сколько сможем, не больше, и не меньше.

Шевченко Алевтина, киевский психолог,
индивидуальная психотерапия в клиент-центрированном направлении, консультации он-лайн



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.