Шелковые покои

Версаль. Спальня королевы. Приглушенный теплый свет плавно скользит по камину отражается в зеркале, прихотливо украшенном барочными завитками, мягко рассеивается по поверхности кровати, которой легкая тень от балдахина придает особый камерный и интимный характер. И жемчужина всей этой атмосферы, без сомненья, невообразимо красивые, безупречные по исполнению великолепные ткани, которыми обиты стены опочивальни. На белом шелке изящно расположились цветочные гирлянды, павлиньи перья, но шик рисунку придает, конечно же, золото, преобладающее в основе орнамента.

Благодаря шелковым творениям каждая комната приобретает свою индивидуальность и даже название; зеленая комната, красная, синяя, китайская и т.д. И действительно, несмотря на обилие в комнатах шикарных образцов мебели, мелкой пластики, особое звучание и колорит создают ткани. Но не только Версаль был одет роскошью тканей.

В России подобными интерьерами богаты Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге, дворец Павла I в Павловске, дворец графа Шереметева в Кускове. Приемные и бальные залы, гостиные, столовые украшены зеркалами, лепниной, декоративной росписью, гобеленами, картинами. Но такие интимные и камерные апартаменты, как спальня или будуар, представляют собой тихие и теплые комнаты, которые очаровывают своим уютом. И именно комнаты, отделанные тканями, подчеркивают великолепие и помпезность дворцового комплекса.

Но каково происхождение этих тканей?

Мастера интерьеров украшали стены пышными шелковыми материями, чтобы придать комнатам царствующих особ больший уют. Поначалу их привозили из стран Ближнего Востока, что объясняло тематику росписей. В основном это были переплетения экзотических цветов и фруктов или изображения невиданных птиц и зверей. Порой ткань украшалась росписью на тему трудовых будней людей Востока. Любовь к экзотике была обусловлена модой на шинуазри. Позже, поскольку появились собственные фабрики, рисунок на ткани приобрел и национальные мотивы. Фабрика по изготовлению тканей, или, как мы их сейчас называем, эксклюзивных обоев на шелке, была открыта и во Франции. Тканей именно эксклюзивных, поскольку производство их было полностью ручным, а потому слишком длительным и дорогим.

Одна из таких фабрик возникла в 1797 г. в окрестностях Парижа. Ее владельцем был Жан Зубер. Более чем за 200 лет своего существования предприятие не изменило своим первоначальным техникам изготовления обоев — там их до сих пор производят вручную. Причем некоторые технологии хранятся в строжайшем секрете. Мастера выполняют кропотливую, ювелирную работу, поскольку некоторые элементы рисунка на тканях правят кистью.

Чтобы сделать обои, прежде всего необходимо изготовить деревянные блоки или матрицы, которые сами по себе уже могут называться шедеврами. Ведь дерево для блоков вымачивается 30 лет! При этом каждый блок собирается из нескольких пластин древесины. Изнаночная часть блока — это дерево хвойных пород, а лицевая, то есть та, с помощью которой на ткань наносится рисунок, из груши. Важно также отметить, что для изготовления одного полотна требуется несколько таких блоков, поскольку каждый блок окрашивается в определенный цвет, и рисунок на ткани получается методом наложения одного цвета на другой. Для изготовления одних обоев может использоваться до 2300 блоков! Для тканей с незатейливым рисунком вроде большого цветка 6-7 блоков.

На старинных фабриках и сегодня продолжают наносить рисунок на шелк или бархат при помощи тех же деревянных блоков, которые служили для изготовления тканей 200 лет назад. Благодаря специальным условиям хранения деревянные произведения удалось сберечь в идеальном состоянии. Если сегодня, купив обычные обои, вы вдруг дома обнаружите, что рисунок не пропечатался, вам не останется ничего другого, как ехать обратно в магазин и менять негодный товар. Но совершенно иное дело — эксклюзивные тканевые обои. Если рисунок был нанесен на бархат с небольшими потертостями или немного нечеток, обои станут еще ценнее. Считается, что подобные элементы придают интерьеру экстравагантность, поскольку подобный «брак» привносит легкий налет старины.

Нам кажется это несколько странным, так как мы привыкли видеть стены комнаты идеальными и безупречными. Поскольку производство тканей ручное, совершенно очевидно, что возникают некоторые погрешности. Но эти погрешности сродни экспериментам Леонардо да Винчи во фресковой живописи, именно поэтому и в том и в другом случае мы делаем скидку на мастерство и индивидуальность художника.

Очень эффектно смотрятся обои из бархата: цвет материи насыщен и глубок и варьируется от черного до желтого. На матовой фактуре золотом выкладывается, казалось бы, незатейливый рисунок, но для убедительности и объемности необходимо нанести не только золото, но и чуть бежевого и светло-коричневого, и вот уже 3 деревянных блока приступят к работе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.