Содержание эстетического воспитания

Эстетическое воспитаниеЭстетика быта — предполагает развитие опрятность в одежде, жилище, умение украсить помещение.

Школа должна привить детям любовь и понимание красоты природы. Человек, оторванный от природы, не может жить полной жизнью, потому что именно красота природы являются источником самых чистых наших радостей.

В отношении произведений искусства, то именно школа должна выработать у детей хороший эстетический вкус. А это, кроме культуры эстетического восприятия, требует еще и определенной культуры интеллекта. Чтобы понимать и воспринимать лучшие произведения искусства, необходимо обладать определенными знаниями по истории литературе, музыке, живописи, скульптуре, архитектуре.

Школа должна развивать также творческие, художественные способности детей. При этом развивать не только талантливых, одаренных детей, при определенных условиях воспитания могут дать нашему народу замечательные произведения в какой-нибудь области искусства, но и развивать творческие способности у детей, которые не одарены какими-то художественными талантами. Потому что именно художественное творчество играет определенную роль в деятельности каждого человека и часто являются источником морального удовлетворения. Кроме того, человек, способный сам творить то в области определенного искусства, может глубже понимать художественные произведения, чем человек, что совсем не обладает творческой техникой.

И в целом в области художественного воспитания первое место должно занимать воспитание вкуса и понимания своего родного искусства.

Но проблема эстетического воспитания очень широкая и сложная. Попробуем рассмотреть ее только в связи с обучением, как проблему воспитания художественного мышления. Но если двум другим формам мышления — практическом (или техническом) и теоретическом — школа уделяет большое внимание, то воспитанием художественного мышления педагоги, за немногочисленными исключениями, почти не занимаются. Тем не менее, развитие его имеет большое значение в общем процессе воспитания. Развивая у учащихся художественное мышление, мы вместе с тем повышаем уровень активности их в процессе обучения. Художественное мышление гораздо больше связано с эмоциями, чем мышление практическое и научно-теоретическое. Поэтому, развивая его, мы усиливаем у учащихся интерес к науке.

Итак, эстетическое воспитание в аспекте воспитания художественного мышления имеет две задачи: воспитывать художественный вкус и понимание красоты и развивать творческие художественные способности учащихся.

Художественный вкус может быть узкий и широкий, примитивный и высококультурный, здоровый и болезненный. И именно школа должна воспитать вкус и понимание красоты во всех ее формах и видах, вкус высококультурный и здоровый.

Сознательное восприятие красоты обусловливается пониманием основных форм эстетических переживаний: это чувство величественного, возвышенного, грациозного, трагического, а также различных видов смешного, таких, как комическое, ироническое и саркастическое. Эти вопросы входят в курс по теории словесности, но школа должна воспитать широкое понимание этих категорий красоты, выявление их в природе и различных формах искусства. Прежде всего, надо воспитывать у детей чувство и понимание красоты природы. Люди, оторвавшиеся от природы и живущие в искусственных городских условиях, в основном лишены чистых, простых радостей, вкус их часто бывает нездоровым. Кроме того, не понимая красоты природы, нельзя глубоко понять и почувствовать красоты многих произведений искусств, таких, как литература, живопись, музыка. И наоборот, «под влиянием комплекса искусств ученики учатся тонко чувствовать настроение природы».

Кроме целесообразного отбора произведений, для развития эстетического суждения учащихся нужен еще соответствующий их анализ. В современной школе такой анализ применяется исключительно к произведениям литературы. Следует применять его и к изобразительному искусству и музыке. Это возможно на уроках чтения, рисования, во время экскурсий в музеи, при подготовке к художественным вечеринкам и т.д.

Вторая задача эстетического воспитания в процессе обучения — это развитие творческих способностей в области искусства. И воспитание творческих способностей не должно ограничиваться только тем, что ученику дают задание, которое он выполняет без должного руководства. Надо, руководствуясь опытом великих мастеров, ввести ребенка во все моменты творчества, такие, как выбор темы, сбор материала, фиксация его, именно создание художественных типов, художественное экспериментирование и т.д. Необходимо также помочь учащимся овладеть и техникой искусства в узком смысле этого слова. Этого школа постигает на часах пения, рисования, музыки и литературы.

В художественном воспитании, как и во всей педагогической работе, нужна последовательность содержания, соответствие методов воспитания возрастных свойств детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.