Сотрудничество между учителем и учеником

Учитель и ученикиЮношеский возраст — это период непосредственной подготовки подрастающей личности к жизни как взрослого человека, к выбору специальности, к выполнению ответственных социальных функций. За это время растущая личность постепенно достигает такой степени физической, психической и социальной зрелости, на котором она вполне способна сознательно и самостоятельно их выполнять, стать полноправным гражданином общества.

Гуманизация образования на современном этапе требует кардинального изменения взаимоотношений наставника и учеников-юношей, перевод их из плоскости подчинения к партнерству на основе принципа социального равенства, что предполагает, прежде всего, осознание ими гуманитарных знаний о сущности человека, пути его самореализации и о его личной ответственности. Такое взаимодействие предполагает развитие адекватной рефлексии личности, умений анализа собственных качеств и действий, критического отношения к себе как к субъекту труда и человека. Названные качества формируются в учебной деятельности при условии не только кардинального изменения самого его содержания, но и благодаря поиску новых подходов в отношениях учителя и ученика.

Важными условиями в этой связи является реализация в учебном процессе сотрудничества, личной соучастия и сопереживания, взаимоотношений творчества. Это значительно усиливает и обогащает молодежь в условиях актуализации эмоционального обучения. Последнее предполагает объективацию учителем хода и логики собственного мышления и эмоционально-чувственного переживания. В связи с этим отчетливо проявляется зависимость учебных достижений старших подростков от уровня их положительных эмоций. Естественно, что это предполагает переосмысление учителем содержания и социально-ролевых позиций участников учебного процесса, стиля их общения, которые являются основой реальной, а не формально-ролевой межличностного взаимодействия с учеником.

Особенностью организации эмоционально-личностного взаимодействия учителя и учеников выступает построение диалогических взаимоотношений и условий для учебного общения. В таком взаимодействии в учебном коллективе появляются потенциальные возможности кооперации, самостоятельности, конкуренции, соревнования, которые являются основой инициативы, без чего не может формироваться личность.

Применение диалога также предусматривает сопереживания и эмпатию, обеспечивая тем самым персонализацию, то есть стремление воспитанника к идентификации с личностью воспитателя. Учебное общение, основываясь на идентификации, предполагает отождествление одного субъекта с другим (или многоплановое уподобление одного человека к другому). Механизм подражания и идентификации является важным для формирования осознания труда, его места в жизни человека. Исходя из того, что феномен идентификации выступает фундаментальной основой процессов общения, межличностного взаимодействия, ее роль остается постоянной и в юношеском возрасте.

Одной из функций диалогического общения является самоутверждение личности, которое происходит при условии осознания учеником собственного «Я», ощущение собственной личной значимости, формирование адекватной самооценки. Следовательно, взаимодействие учителя и учащихся в процессе усвоения субъектных знаний характеризуется равенством социальных позиций участников; активностью сторон, при которой каждая не только испытывает влияние, но и сама в одинаковой степени влияет на другую; взаимным партнерством в мире чувств и переживаний друг о друге; готовностью принять позицию другой стороны; стремлением к соучастия, сопереживания, принятием друг друга; активной гуманистической установкой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.