Ускользающая свобода

В разгар Северной войны, с февраля по апрель 1710 года, в Варшаве заседала Бальная Рада. А шестью годами ранее здесь же в столице проходил сейм, сместивший с престола Речи Посполитой саксонского курфюрста Августа II Сильного, союзника Петра I. Вместо него под шведским давлением королем был избран Станислав Лещинский. Сторонники Августа тогда ушли в оппозицию, образовав, как это допускалось статутами Речи Посполитой, частную армию — Сандомирскую конфедерацию. И вот теперь, после Полтавской битвы, именно они диктовали всей Польше свою волю. Рада вернула Августа на польский престол. Был ратифицирован подписанный в 1686 году «Вечный мир» с Россией, который подвел итог войны, закончившейся еще в 1667 году.

Таким образом спустя сорок лет поляки наконец смирились с утратой Киева и Левобережной Украины, но исключительно потому, что страна лежала в руинах, а главным союзником Сандомирской конфедерации была Петровская Россия. Правда, Бальная Рада воссоздала польскую армию — были вотированы налоги на формирование 55-тысячного войска (38,2 тысячи пехоты и 17,6 тысячи конницы).

Однако Речь Посполитая в Северной войне фактически участия уже не принимала, хотя Август Сильный продолжал действовать против шведов как саксонский монарх. Несмотря на триумфальное воцарение, упрочить свою власть в Польше Август так и не смог, опасаясь усиления Польши, Петр I выступил в защиту шляхетских свобод. Поляки было обрадовались, но вскорости снова приуныли — вместо шведского протектората они фактически получили русский. До конца века в Польше будет сильно влияние России, а в 1795-м страна просто перестанет существовать.

Поляки радовались вновь обретенной свободе, а в далекой Индии восстали сикхи, стремившиеся освободиться от власти Великих Моголов. Индия с XII века постоянно подвергалась вторжениям мусульман, для которых индуисты были язычниками и идолопоклонниками. Почти все завоеватели двигались через Пенджаб, «область пяти рек» на северо-западе Индии, и именно здесь в XV веке зародился сикхизм — религия, основатели которой видели ее своего рода мостом между индуизмом и исламом. К 1708 году у сикхов (на языке пенджаби «сикх» — ученик) сменилось десять гуру — религиозных и светских вождей.

Пенджабцев в сикхизме привлекало отрицание кастовой системы. Все люди признавались свободными и равными, в том числе и женщины, все внешние знаки веры (паломничество и аскетизм), а также все исламские и индуистские ритуалы — ненужными. Физическая активность приветствовалась, поэтому сикхи были отличными воинами.

Поначалу правившая в Индии династия Великих Моголов относилась к ним терпимо, но новая религия приобретала все больше адептов, а в XVII веке Великие Моголы решили обратить всех своих подданных в ислам и ввести шариат. Возглавил вспыхнувшее в 1710-м восстание сикхов Банда Сингх Бахадур, которого светским вождем назначил десятый и последний гуру, Гобинд Сингх (власть религиозную он передал самой сикхской общине — хальса). Повстанцы взяли провинциальную столицу Сирхинд и заняли Западный Пенджаб. Но успехи сменились неудачами, и в 1716 году Банда был схвачен и казнен. Однако замирить сикхов уже было невозможно. В 1799-м их вождь Ранджит Сингх возьмет Лахор и объединит Пенджаб под своей властью.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.