Время жизни

Периодически, вынырнув из своих ежедневных забот, я озадачиваюсь вопросом: «А нужно ли мне все то, чем я занимаюсь большую часть времени?». Вопрос такой возникает не часто. В основном тогда, когда накатывает усталость или долго нет видимого результата от длинной цепочки действий. И когда находишься в состоянии легкого отупения, то начинает казаться, что ответа на вопрос не существует — потому что за чередой действий успеваешь позабыть, ради чего ты их вообще затеял.

И тогда всплывает второй вопрос: «А что же для меня главное в этой жизни?». Т.е. имеет ли мое «главное» отношение к тому, чем я занимаюсь большую часть времени? Хочется, чтобы не зря были все усилия и чтобы все они шли во благо. Когда задаешься этим вопросом о главном, иногда становится страшно — кажется, что ты совсем забыл свое главное и твоя жизнь с ним вообще не связана. Но это в первый миг. Потом начинаешь понимать, что все связано. Но в то же время получается так, что в настоящем я чаще жертвую своим главным, отодвигаю его на будущее. Вроде бы обоснованно — в настоящем я делаю то, что готовит мне мое главное. И это есть мое оправдание перед собой.

Уже навязла в зубах фраза о том, что нужно жить «здесь и сейчас» и будет тебе счастье. Кто же ее не знает? Но многие ли так живут? Многие ли так умеют? Многие ли вообще думают хотя бы раз в день о том, что качество жизни (то самое «главное») важнее количества дел, сделанных в единицу времени, пусть даже и во благо своего «главного», которое только маячит в будущем?

У Стивена Кови читаем:

«Хронос — это греческое слово, обозначающее хронологическое время. Хронологическое время видится как линейное и последовательное. Каждая секунда стоит не больше и не меньше любой другой секунды. Ритм нашей жизни, в сущности, диктуется тиканьем часов. Но в мире существуют целые цивилизации, которые подходят к жизни на основе парадигмы кайроса — «подходящего времени», «качественного времени». Время — это нечто такое, что нужно пережить. Оно экспоненциально, экзистенциально. Сущность кайроса состоит в том, насколько с пользой вы тратите время, а не сколько времени вы вкладываете в то или иное дело. В нашем языке ссылку на кайрос можно найти в таком вопросе: «Хорошо провели время?» Мы не спрашиваем, сколько хронологического времени было потрачено, мы спрашиваем о ценности, качестве этого времени».

Элементарно, правда? Если приучить себя воспринимать время согласно парадигме кайроса, т.е. качества жизни в единицу времени, то само по себе количество времени уже не будет играть никакой роли. Тем более, что единица времени — понятие весьма субъективное. Достаточно вспомнить, как долго тянется время в очереди и как быстро пролетает в коротком отпуске или во время долгожданной встречи.

Но на практике изменить привычку жить в линейном времени не так легко. Ведь мы уже включены в отношения, которые предполагают некую последовательность действий, составление планов и обязательства по их выполнению.

Вырваться не получится. Да и не нужно. Наверное, высокое искусство состоит в том, чтобы совместить обе парадигмы:

  • вычленить в своей жизни главное
  • составить список действий, обеспечивающих это главное
  • научиться ценить качество времени, во время которого мы заняты главными делами своей жизни
  • безжалостно отказаться от всего, что главным не является

Остаются мелочи — определить главное. И получать удовольствие от эффективно потраченного времени своей жизни.

Яна Лан



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.