Вышивка — одно из распространенных в мире искусств

Свои истоки берет она в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы.

В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные, льняные и пеньковые ткани. Когда в Индии научились делать легкую белоснежную хлопчатобумажную материю, расшивали ее шерстяными,  бумажными  и  золотыми  нитями. В Китае, Японии вышивали цветными шелками. В переливах нежных красок возникали причудливые растения и птицы, дивные картины природы.

Широкое распространение в Иране, Индии и Турции, а также в Китае и Японии получило шитье золотом. Древнегреческий историк и географ Страбон описывает, как поражены были греки, увидев золотые, расшитые самоцветными каменьями азиатские одежды.

На Алтае, в Пазырыкских курганах III— V вв., в погребениях были найдены древние вышивки с изображением животных. В странах средневековой Европы выработались свои орнаментальные мотивы, расцветка и приемы исполнения.

В российских городах, селах и деревнях вышивкой занимались издавна, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего обихода. Сказочные, с пышными хвостами жар-птицы, раскидистые древа жизни с огромными цветами, застывшие в безмолвном молчании величавые женские фигуры с воздетыми к небу руками украшали рубахи и сарафаны, головные уборы и платки русских крестьянок. Постели в избах убирали нарядными настилальниками с богато расшитой каймой. Самые красивые полотенца, порой сплошь покрытые узорочьем, служили нарядным убранством жилища. Даже полушубки, меховые рукавицы, кожаную обувь украшали вышивкой.

Узоры и цветовой строй вышивки были неразрывно связаны с трудовой деятельностью людей и хранили их древние представления. Так, архаическая вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующим тепло и свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны «лучистое солнышко», ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа.

В южных областях они сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ Матери Сырой Земли.

Вышивали и узоры, похожие на цветок ромашки,: вокруг которого словно бы свернулась колечком гусеница. Шерстка ее завилась петельками и колечками. В свое время служили эти необычные узоры календарем. Каждая из фигурок, что вырастала на спине гусеницы, указывала на смену времени года, на день посева и уборки хлебов, на основные фазы развития озимой ржи, которая лучше всего родилась на северной земле, где и бытовал этот шитый календарь. Шесть лепестков цветка и шесть ростков между ними означали двенадцать месяцев года.

В городах мастерицы расшивали церковные облачения и мундиры, камзолы и женские платья. Нередко хозяйки дома украшали вышивкой обивку диванов, кресел и стульев, подушечки и дорожки, скатерти и занавеси. В узорах они предпочитали букеты и гирлянды цветов, бытовые сцены, пейзажи.

Екатерина Кривенко



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.