Хочу общаться. Как?

Как правило, большинство клиентов, обращающихся к психологам, жалуются на неумение общаться. В связи с этим они приводят массу трудностей в своей жизни: отсутствие круга друзей, неумение поддержать отношения, одиночество. Можно продолжать до бесконечности. Сейчас мы попытаемся проанализировать несколько простых правил, которые, несомненно, помогут всем без исключения желающим наладить свою коммуникативную жизнь.

Хотелось бы начать с того, что там, где есть хотя бы два собеседника и одно слово между ними — уже возникает общение. Это закон. Мы с вами понимаем, что незнание законов не освобождает нас от их воздействия. Если мы осознаём и используем принципы коммуникативной психологии, то контролируем диалог, а если игнорируем ее — то полностью находимся в ее власти и становимся заложниками обстоятельств разговора.

Коммуникация между людьми осуществляется по двум каналам: вербальному (словесному) и невербальному (бессловесному). Ученые установили, что по невербальным каналам передается 60–70% информации о человеке, а остальные 30–40 % обеспечивает осмысленная речь. Так называемые сбои в общении возникают неожиданно и неосознанно, они практически не ощущаются субъективно. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально.

Стал бы человек самостоятельно создавать себе проблемы? А результат, как говорится, «на лицо» — друзья пропадают, деловые разговоры срываются. Вот лишь некоторые «барьеры», с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни:

— Первое впечатление; барьер предвзятости и беспричинной негативной установки, «боязни» контакта с человеком, «ожидания непонимания».

— Негативные оценки и ярлыки (оскорбления; советы, которых не просили; вопросы, на которые не нужно отвечать; приказы; запреты; ложные аргументации; обобщения, глобальные выводы из единичных случаев; ирония, язвительность).

Как мы видим, первый вид барьеров связан с индивидуальными особенностями человека, либо же с его психологическими комплексами. В ситуации, если человек не в состоянии справиться с этим самостоятельно, ему необходима психокоррекция. Следующие барьеры связаны с укоренившимися стереотипами общения у данного человека. Специальной помощи психолога здесь не нужно. Достаточно какое-то время проконтролировать свою речь и манеру общения.

Да, это может осложнить привычную жизнь, но, как говорится, игра стоит свеч! Не хотелось бы расстраивать читателей, но зачастую первый вид барьеров влечет за собой второй, и, следовательно, не изменив себя, не изменишь и свое отношение к окружающему миру.

Еще один немаловажный аспект межличностного общения — чувства. Что-либо чувствовать — это качество, которое человека делает человеком. Чувства бывают разные — положительные и отрицательные. Важно помнить, что» плохих» чувств в природе не бывает, какими бы плохими они не казались.

Если чувство возникает, то зачем-то оно нам нужно. Вероятнее всего, чтобы облегчить нам с вами жизнь в плане самочувствия. Что-либо чувствовать — это не стыдно, это присуще любому человеку. Никому еще искренние чувства не повредили, при условии, что они действительно искренние. Они помогут вам проникнуться к своему партнеру, увидеть его с другой стороны, что, несомненно, укрепляет отношения.

Важно помнить, что одни и те же события или действия у разных людей вызывают разные чувства. В этом тоже нет ничего удивительного. Именно это делает нашу жизнь насыщенной и интересной. Именно это дает нам надежду на удовлетворение одной из главных потребностей человека — потребности в эмоциональном контакте. Из этого эмоционального контакта вырастают межличностные отношения. В отсутствии эмоционального контакта межличностные отношения сохнут и умирают.

Мы сами в состоянии сделать многое для развития отношений. Главное, не стесняйтесь своих чувств, говорите о них своим близким. Им, как и нам, этого так не хватает!

С уважением, Людмила Ехалова www.copt.dp.ua

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.