К вопросу о затратах, можно ли так же подробно рассказать о прямых и косвенных.
Ответ
Важной особенностью затрат является характер их связи с определенным объектом: продуктом, подразделением, проектом. В зависимости от характера этой связи затраты делятся на прямые и косвенные.
Прямые затраты – это затраты, которые могут быть отнесены непосредственно к определенному объекту затрат экономически целесообразным путем.
Косвенные затраты – это затраты, которые не могут быть отнесены непосредственно к определенному объекту затрат экономически целесообразным путем.
Выражение «экономически целесообразным путем» означает, что при решении вопроса об отнесении затрат к определенному объекту следует руководствоваться принципом затрат и выгод. Так, если затраты на отнесение стоимости гвоздей к каждому конкретному изготовленному стулу превышают собственно стоимость гвоздей, то целесообразнее и дешевле распределять эти материалы между изделиями косвенным путем, т.е. пропорционально прямым затратам.
Отнесение затрат к прямым или косвенным зависит от того, что является объектом затрат. Например, амортизация станков и отопление цеха представляют собой прямые затраты по отношению к этому цеху, но являются косвенными затратами в отношении отдельных видов продукции, которая производится в этом цехе.
Таким образом, одни и те же затраты могут быть прямыми и косвенными по отношению к разным объектам.
В зависимости от вида бизнеса конкретный набор расходов, относимых к прямым затратам, может меняться, но в целом здесь выделяют три основные статьи:
1. оплата сырья, материалов, товаров, комплектующих, приобретаемых на стороне у субподрядчиков или поставщиков,
2. оплата операционных (производственных, эксплуатационных) расходов, непосредственно связанных с ростом или уменьшением объема продаж (оборота),
3. расходы на заработную плату так называемого основного персонала, чья численность и оплачиваемое рабочее время также напрямую связаны с объемами продаж.
Рассмотрим на примерах затрат являются они прямыми или косвенными.
1. Зарплата. Прямой является зарплата основного производственного персонала, чья численность и оплачиваемое рабочее время также напрямую связаны с объемом продаж. Остальные затраты — косвенные.
2. Арендная плата. Является косвенной по отношению к производимой продукции.
3. Амортизация основных средств. Косвенные затраты. Амортизация производственным методом на единицу изделия – прямые затраты.
4. Командировочные расходы сотрудников отдела маркетинга. Косвенные затраты.
5. Проценты по банковскому кредиту. Косвенные затраты.
6. Закупочная стоимость проданных товаров. Прямые затраты.
7. Затраты на печать рекламных каталогов. Косвенные затраты.
8. Угощение постоянных посетителей. Косвенные затраты.
9. Затраты на письменные приборы и печатные материалы. Косвенные затраты.
10. Расходы на прохладительные напитки для сотрудников. Косвенные затраты.
Ирина Дмитриева