WEBcommunity

Операционный рычаг

Помните из школьного курса физики, что такое рычаг? Думаю, помните. Если с одного конца приложить силу, то с другого конца получим силу больше или меньше в несколько раз (в зависимости от коэффициента). Для анализа чувствительности прибыли от объема продаж тоже используют рычаг – операционный рычаг (operating leverage). У него тоже есть коэффициент – фактор операционного рычага.

Фактор операционного рычага = Маржинальный доход/Прибыль

Этот коэффициент показывает, на сколько увеличится прибыль при увеличении объема продаж. Это один из показателей CVP-анализа (Cost-Volume-Profit Analysis).

Возьмем два предприятия А и Б. Выручка у них будет одинаковая и общие затраты тоже, но состав затрат разный. И посчитаем для них фактор операционного рычага.

Предприятие
Цена за единицу продукции
Количество реализованных единиц
Итого выручка
Переменные затраты на единицу
Всего переменных затрат
Постоянные затраты
Прибыль
Маржинальный доход
Фактор операционного рычага
А
100
3 000
300 000
60
180 000
80 000
40 000
120 000
3
Б
100
3 000
300 000
40
120 000
140 000
40 000
180 000
4,5

Если объем продаж у предприятий А и Б увеличится на 10%, то их прибыль увеличится соответственно на:

Прибыль предприятия А: 10% х 3 = 30%,
Прибыль предприятия Б: 10% х 4,5 = 45%.

Отсюда можно сделать вывод, что предприятия с более низкими переменными затратами на единицу продукции более чувствительны к изменению объема производства.

Просчитав фактор операционного рычага, иногда стоит изменить состав затрат. Например, перенести переменные затраты в постоянные и наоборот. (Ex. Установить менеджерам по продажам оклады вместо комиссионных).

По поводу операционного рычага мы можем сделать выводы:

С уважением,
Ирина Дмитриева, CIPA.