Разные виды расходов нормируются и планируются различным образом. При этом всегда нужно иметь ввиду, что есть различия между некоторыми теоретическими построениями финансового менеджмента и реальной практикой финансового планирования. В целом все виды затрат могут быть разделены на две основные категории: постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные).
Постоянные (условно-постоянные) затраты – это расходы, которые остаются сравнительно неизменными в течение бюджетного периода, независимо от изменения объемов продаж (например, управленческие расходы, амортизация). В действительности эти расходы постоянными в буквальном смысле слова не являются. Они возрастают вместе с увеличением масштабов хозяйственной деятельности (например с появлением новых продуктов, бизнесов, филиалов) более медленными темпами, чем рост объемов продаж, или растут скачкообразно. Поэтому их называют условно-постоянными.
Переменные (условно-переменные) затраты – это расходы, которые изменяются в прямой пропорции в соответствии с увеличением или уменьшением общего оборота (выручки от реализации). Эти расходы непосредственно связаны с операциями предприятия по закупке и доставке продукции потребителям (стоимость приобретенных товаров, сырья, комплектующих, некоторые расходы по переработке, например электроэнергия). Условно-переменными их называют потому, что прямо-пропорциональная зависимость от объема продаж на самом деле существует лишь до поры до времени или в определенный период. Доля этих расходов в какой-то период может измениться (поставщики поднимут цены, темп инфляции отпускных цен может не совпадать с темпом инфляции этих издержек и т.п.).
В теории финансового менеджмента также принято выделять такие две категории, как прямые и накладные расходы. Здесь за критерий распределения принят не порядок начисления этих затрат, а порядок отнесения различных категорий расходов на себестоимость продукции.
Прямые расходы – это те расходы, которые непосредственно и полностью относятся на себестоимость данной продукции. Они непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью и формируют себестоимость продукции (стоимость закупленного сырья, материалов, комплектующих, расходы на заработную плату по их переработке и на производственное обслуживание).
Накладные расходы – это расходы, косвенным образом связанные с производством данного продукта, бизнеса или хозяйственной деятельностью фирмы, являлись условием ее существования как организации. Косвенные расходы предназначены для различных целей, их нельзя непосредственно отнести на стоимость отдельного продукта, контракта, клиента (например, реклама, административные расходы, издержки связи).
Помните! Главный критерий распределения расходов по основным категориям – их экономическое содержание, а не место в принятой системе бухгалтерской отчетности.
Полупеременные затраты имеют черты как постоянных, так и переменных расходов, т.е. изменяются в зависимости от товарооборота более высокими темпами, чем постоянные, но не прямо пропорционально, как переменные.
Всегда нужно помнить, что нет единого универсального критерия отнесения конкретных издержек производства к прямым или накладным затратам.
Литература: Хруцкий В.Е. «Внутрифирменное бюджетирование».
Ирина Дмитриева