Известно, что некоторые заболевания детей носят психосоматический характер, то есть являются результатом психологических расстройств. Ребенок получает «выгоду от болезни». При этом он, болея телом, избавляется от психологического дискомфорта. Лечение при этом сводится к тому, чтобы:
-догадаться, чего добивается ребенок при помощи болезни (иногда причина лежит на поверхности, а иногда приходится сделать несколько предположений, казалось бы, самых невероятных);
— изменить ситуацию так, чтобы достижение ребенком цели осуществлялось не через болезнь, а через социально приемлемые способы поведения;
— научить ребенка получать выгоду не от болезни, а от здоровья.
Например, большинство болезней маленького ребенка при поступлении его в дошкольное учреждение носят психосоматический характер, так как ребенок не желает оставаться без родителей в детском саду, он сильно скучает, хочет снова оказаться дома рядом с мамой и папой, но на слезы, ни уговоры «на родителей не действуют». Конечно, когда ребенок долго плачет в группе, отказывается от еды и не желает спать, то происходит ослабление организма, что может стать дополнительной причиной для заболевания. Оказавшись дома, с мамой, малыш вновь чувствует заботу и внимание, даже порой более сильное, чем раньше. Ему это нравится, а в детский сад идти хочется все меньше. На подсознательном уровне закрепляется механизм получения «выгоды от болезни», так как именно болезнь помогла ребенку достичь желаемого – вновь оказаться дома с мамой. Последующая болезнь становится для ребенка желаемой. Он готов потерпеть болезненные ощущения в горле, в носу, в груди, но не желает терпеть разлуку. Может быть, он пока к ней не готов?
Родители, порой непроизвольно, поддерживают такой тип взаимодействия с ребенком, потому что и сами чувствуют «вину за то, что так рано отдали ребенка в детский сад», что «вынуждены выйти на работу из-за отсутствия денег», поэтому и для них болезнь ребенка становится своеобразной передышкой от работы, от чувства вины перед ребенком. Болезнь, особенно, если она не носит тяжелый характер, также становится выгодной и им. Выгода становится двухсторонней.
Опасным для здоровья (и родителей, и детей) такое взаимодействие становится, если в другие периоды жизни, когда ребенок здоров, родители не уделяют ему должного внимания, считая, что так и должно быть. Не хвалят его за достижения, не радуются вместе обретенным умениям (пусть даже минимальным). Когда ребенок получает удовольствие от здоровья, от активного времяпрепровождения, от похвалы за любознательность и познавательную активность, ему хочется это сделать еще и еще. Стимулом становится удовольствие от активной жизни.
Если же активное внимание родителей они получают только в периоды болезни, то добиваясь этого внимания, выгодным становится болеть.
Подобные ситуации происходят не только в периоды адаптации к детскому саду, дети стараются привлечь к себе внимание, когда в семье появляется второй ребенок, и все внимание направлено на него. Мама и папа восхищаются первой улыбкой, первым зубиком, первым шагом маленького ребенка. Старшему предлагается тоже ухаживать за малышом, но никто не замечает, что он начал читать (сидит с книжкой — не мешает), что сам начал завязывать шнурки (не пристает, не просит помощи — и хорошо). Ребенок обижен, страдает, что лишен такого внимания родителей, какое они уделяют младшему ребенку, а ранее уделяли ему. Дети по-разному стараются привлечь к себе внимание:
— активные дети с целью привлечь внимание родителей, совершают проступки, на которые родители реагируют очень эмоционально, только эмоции эти — отрицательные: ругают за то, что разбил чашку, ставят в угол за то, что громко стучал игрушкой или посудой, шлепают за то, что изрисовал стены. Ребенок добился своего, он привлек к себе внимание, он испытывает удовольствие оттого, что папа и мама с ним «занимаются», «воспитывают» его;
— менее активные дети, переключают внимание на себя при помощи болезней или регрессируют на более низкий уровень развития: у некоторых может появиться энурез, как подражание малышу, ведь его не ругают за то, что он намочил пеленки или ползунки. У некоторых детей начинают болеть ушки, ведь больные или завязанные уши не слышат криков малыша или маминых указаний «не шуметь, не кричать, не стучать, сидеть тихо». Иногда болезнь сама по себе служит привлечением внимания к себе, а иногда стоит подумать над смыслом симптома: что болит и почему, какую выгоду получает ребенок от такой болезни?
Если у ребенка снижен энергетический тонус, то необходимым становится исследовать причины и способы, способствующие его снижению. Особенно, если ребенок родился и рос активным, а в какой-то период жизни его активность резко снизилась.
Психологическая работа строится в несколько этапов:
— Осознание «выгоды от болезни». Защитный механизм «выгоды от болезни» работает до тех пор, пока является неосознаваемым. Как только ребенок и его родители догадываются о значении заболевания, он значительно ослабевает или исчезает совсем. Но, очень важно, чтобы эту выгоду увидел не только психолог. Ребенок сам должен сделать вывод о том, чем ему полезна эта болезнь (или отдельный симптом). Для этого психологом задается вопросы:
— «Что ты сейчас, когда болеешь, не можешь делать?» (говорить, ходить в школу или детский сад, слышать, выходить на улицу, ходить…)
— «Что ты сейчас, когда болеешь, можешь делать?» (лежать в постели, сидеть дома, получать внимание родителей, поехать к папе…)
— Обозначение невыгодности заболевания. На этом этапе пока не возникает собственной убежденности ребенка, что болезнь это плохое состояние, поэтому психолог помогает найти негатив в болезни, и пока только назвать его: головная боль, отсутствие аппетита (невозможность есть даже любимые блюда), запрет на игры, активные движения и т.д., то, что является для ребенка естественным. Часто уже на этом этапе у ребенка появляется желание выздороветь, если, сопоставив все плюсы и минусы заболевания, он все же приходит к выводу, что болеть не хочется. Формируется мотивационный механизм борьбы с собственным заболеванием или симптомом.
— Работа с симптомом (поиск символического смысла симптома). Симптом имеет символическое значение, о котором можно говорить, с которым можно «играть», давать задания для наблюдения за симптомом.
Мальчику 12 лет, страдающему повышением температуры, было предложено самостоятельно измерять температуру тела 3 раза в день (раньше это делала мама) и записывать результаты в таблицу: «Я думаю, что у меня такая температура» — «На самом деле, у меня такая температура». При обсуждении этого задания, подросток предложил внести изменения в формулировку задания: в первом столбике написать «Я надеюсь, что у меня такая температура». На следующее занятие он принес результаты наблюдения. Комментировал результаты самостоятельно: «Смотрите, вечером у меня не было температуры, но я надеялся, что утром она появится. Учительница придумала какой-то «зачет», я не знаю, что это такое, поэтому у меня утром поднялась температура, мама меня в школу не отпустила». Постепенно, у мальчика появилось представление, что, оказывается, он сам способен регулировать свою температуру.
Конечно, в данном случае, разговор строился вокруг термина «зачет», что вызывает тревогу: непонятное слово, или, наоборот, слово для него наполнено пугающим смыслом. Мальчик рассказал, что его папа часто рассказывает о своей студенческой жизни, которую портили «страшные зачеты»: от них зависела дальнейшая жизнь, стипендия, на них тратилось много времени на подготовку и т.д. Не зная, что такое «зачет», мальчик испытывал тревожное состояние, так как папа вкладывал в это понятие очень много значимых эмоций, в основном, негативных.
Были дополнительно обозначены еще несколько «непонятных», но пугающих слов: экзамен, диплом, преподаватель, лекция… Данные термины в основном относились к процессу обучения в вузе, но не в школе. В своем бессознательном, мальчик нашел аналогии данным словам – контрольная работа, самостоятельная работа, аттестат, учитель, и его эмоции по отношению к папиным терминам, переносил на свои.
— Работа с причиной симптома. Это самый длительный этап, так как симптом возникает как компромисс в разрешении внутреннего конфликта:
1) запретное желание – его исполнение в скрытой форме;
Во-первых, необходимо определить суть конфликта: что за желание есть у человека, которое является для него запретным. Эти желания могут быть очень разнообразными: привлечь к себе внимание родителей, или, наоборот, при помощи инфекционного заболевания изолировать себя в отдельном помещении. В отдалении от сверстников или взрослых, это способ ухода от неразрешимых конфликтов или возможность получить желаемый подарок …..
2) запретное желание – самонаказание за его возможное исполнение (при сильном супер-эго).
Во этом случае, сработает внутренний запрет на исполнение желания, может заболеть тот орган, который должен был принять участие в реализации желания: при возможном конфликте с кем-то и желании вступить с ним в драку, у человека могут заболеть руки или ноги, которые в его желаемой фантазии могли причинить вред противоположной стороне.
Человек должен осознать суть внутреннего конфликта. Для этого может быть использован метод гипотетических интерпретаций, когда психолог, совместно с ребенком выдвигают гипотезы о неосознаваемых желаниях и влечениях больного человека. Далее проводится обсуждение каждой гипотезы, проработка конфликта и отслеживание результатов работы по силе проявления симптома. На проверку каждой гипотезы может быть затрачено от 1 до 3-х занятий. Если гипотеза неверна, она менее эмоционально заряжена и клиент очень быстро отказывается от её проработки.
— Формирование «выгоды от здоровья». В те временные промежутки, когда клиент здоров, совместно с ним определяется выгода от его нового состояния: он может ходить, бегать, прыгать, играть, работать, общаться, кричать, смотреть телевизор, гулять и т.д. Важно, чтобы человек при этом испытывал удовольствие. В этот же момент отслеживается его эмоциональное состояние и указывается, что быть здоровым – естественное состояние человека. Свои силы и энергию можно при этом тратить на творчество, искусство, спорт, любовь, игры…
Но при этом мы можем встретить сопротивление человека: как и за счет чего придется отказаться от той выгоды, которую он получал ранее? Что появится взамен? Взамен старым способам общения, ребенок и взрослый учатся новым.
Таким образом, дети станут меньше болеть, если выгоду будут получать от здоровья, а не от болезни.
Зимина Ирина