Этой весной, делая покупки в магазине, я встретила свою соседку. Она и ее сын покупали большой красивый ранец. «В школу собираемся!» — похвалилась сияющая мамаша. Я так и ахнула: «Но Саше нет еще и шести лет!». «Ну и что, зато он уже и читать и считать умеет хорошо, говорят, что в детском саду он самый смышленый. Да и из нашей группы все родители своих детей в школу отдают». После этого разговора невеселые мысли меня одолели. Я вспомнила, что этот мальчик Саша бесспорно активный и развитый не так давно перестал писаться по ночам, в три года ребенок упал и врачи поставили ему диагноз — сотрясение мозга. С тех пор при сильном переутомлении мальчик начинает заикаться и часто моргать глазами.
В своем стремлении отдать ребенка в школу раньше обычного мама Саши, безусловно, желает ребенку самого наилучшего — что он и разовьется раньше, окончит школу за год до армии, и у него будет время, чтобы определиться с институтом. Но также мне стало понятно, что эта мама не осознает, какие проблемы и опасности таит в себе столь раннее поступление ребенка в школу.
Одна из самых, на мой взгляд, серьезных и актуальных проблем на сегодняшний день — это недостаточная функциональная готовность организма ребенка к обучению в школе. Что это значит?
Организм ребенка в возрасте 5–7 лет можно сравнить с нераскрывшимся бутоном цветка. Если такой цветок растет в саду, придет ли нам в голову механическим путем заставлять цветок раскрыться? Да, мы знаем, что этот цветок прекрасен внутри, он уже приоткрыл свои лепестки, но означает ли это, что он готов предстать во всей своей красе?
Конечно, нет. Более того, при грубом вмешательстве, он просто увянет раньше времени или совсем отпадет, не раскрывшись.
То же самое случается, если еще несозревшего физиологически и психологически ребенка отдают в школу.
Теперь немного конкретных фактов и цифр.
Специальное исследование показали, что количество детей, не готовых к школе по функциональному и психическому развитию, уменьшается от пяти до семи лет. Т.е. чем старше ребенок, тем меньше вероятность оказаться среди неготовых.
Таким образом,
- среди детей пяти, пяти с половиной лет выявлено 80% неготовых детей;
- в шесть лет таких детей уже намного меньше — 51%;
- в шесть с половиной (заметьте разница всего в полгода) — 32%;
- а в возрасте семи лет — всего 13% детей не готовы к школьному обучению.
У таких детей большой риск испытать наибольшие трудности при адаптации (привыкании к школьной нагрузке, к коллективу), риск быть неуспевающими в учебе, усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления. Так что же такого особенного происходит в организме ребенка в возрасте 6–7 лет?
- ребенок растет не по дням, а по часам. В течение года его рост увеличивается на 8–10 см
- интенсивно идет развитие скелета, суставно-связачного аппарата, мускулатуры. Каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению
- в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фланг пальцев. Поэтому так часто звучат при письме в классе жалобы «болит рука», «рука устала».
Нарушение физиологии ребенка влечет за собой достаточно серьезные изменения в психике. Поэтому пристальное внимание родителей и учителей должны заслуживать дети не только неуспевающие, но и хорошо успевающие (именно эти дети выпадают из поля зрения, ведь, собственно говоря, тревожиться не о чем, ребенок учится-то хорошо!)
Дело в том, что хорошая успеваемость, при недостаточной готовности организма достигается, как правило, очень дорогой «физиологической ценой», вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате к расстройствам психического здоровья.
Но что если ваш ребенок, которому еще не исполнилось шести с половиной лет, уже пошел с первого сентября в школу? На что следует обратить внимание?
- следите за весом ребенка. Замечено, что если в конце второй четверти ребенок значительно теряет в весе, это признак того, что нагрузка для ребенка чрезмерная;
- строго следите за тем, что чтобы соблюдались все режимные моменты, чтобы не менее 2-х часов в день ребенок находился на свежем воздухе, 5 раз в день питался и ложился спать вовремя;
- не оставляйте без внимания проявления чрезмерной раздражительности, плаксивости, вялость, апатичность и другие признаки нездоровья у ребенка;
- сотрудничайте со школьным психологом, он вовремя может дать ценные рекомендации, посоветовать, подстраховать.
Накануне первого сентября я встретила свою соседку с сыном Сашей. «Ну, как, все готово к школе?» — спросила я? «Мы посоветовались с врачом и школьным психологом и решили пока повременить со школой. Отдали Сашу в группу кратковременного пребывания» — ответила мама Саши.
Как важно, думала я впоследствии, вовремя изменить принятое решение в пользу здоровья малыша!
Елена Немировская