В редакцию приходят письма не только от родителей с вопросами о детях, но от самих детей с вопросами о себе. Сегодня предлагаю обсудить вопрос: «Знают ли дети о своих проблемах?»
Мамы и папы очень разные. Есть те, кто считает, что дети не могут страдать, и у них не может быть никаких проблем, потому что родители их всем, что им надо, обеспечивают. Есть другие, которые уверены, что страдания появляются только тогда, когда люди становятся взрослыми. Третьи думают, что дети ничего не понимают, не чувствуют и не определяют свое поведение как проблему.
Четвертые предполагают, что, наверное, что-то у детей и может быть, но это не важно, «ерунда», «перерастут» — так говорят эти мамы и папы. Конечно, есть и пятые, которые считают, что ребенок такой же человек, как они сами и тоже имеет право страдать, комплексовать, задавать вопросы, чувствовать, когда ему хорошо, а когда плохо, просить о помощи.
Теперь дадим слово самим детям:
«Помогите мне решить мою проблему. У меня сейчас нет друзей в школе, меня не воспринимают в классе…»
«В классе мне скучно, меня не устраивает мое положение в классе. Терпеть это можно, тем более, что раньше было и хуже (драки или полное одиночество)…»
«Какая жизнь будет, если я не популярен у девчонок? Я не могу спокойно смотреть, как другие одноклассники заигрывают с девушками, за что некоторых выгоняют с урока, или приходят поздно домой после гулянок. Почему я этого должен быть лишен?
Мама думает, что это соблазны (типа, сейчас нужно учиться, а гулять потом), а на уроке главное — внимательно слушать учителя. Где-то мама права, но у меня есть такое ощущение, что в маминых интересах ситуацию оставить такой, какая она есть. По ее мнению класс такой… Если не подружусь, значит, не заражусь этой «заразой», она считает, что во всех конфликтах виновата администрация.»
«Мне 16 лет. Я не очень общительный, друзей у меня почти нет, так как в моем обществе встречается очень мало людей, близких мне по интересам … Мои вопросы к Вам:
- проблема с отсутствием друзей во мне?
- как мне найти больше друзей
- как добиться внимания девушек?»
«…Я не могу найти общий язык с ровесниками, мне 17! Моя подруга часто гуляет в одной компании, как-то и я пошла, но она там как в своей тарелке: шутит, веселится…. А я вроде тоже веселилась, пыталась шутить, но никто не воспринимал меня, я никак не могу понять, почему. Я вроде достаточно симпатичная, правда полная, почему у меня не получается строить отношения с молодыми людьми, даже в дружбе?»
«Помогите избавиться от комплекса. У меня есть старшая сестра, я не знаю, почему я ей завидую. В ее присутствии я чувствую себя некомфортно, обделенной. Мне кажется, что внимание будет уделено ей, и обычно так и бывает, потому что я сразу замыкаюсь в себе. Хотя по внешности мы равны. По уму вроде тоже. Но я чувствую, что она сильней меня. Из-за этого я начинаю комплексовать, мне начинает не нравиться моя внешность, поведение. Борюсь с этим на протяжении 8 лет. На встречу к психологу идти стесняюсь.»
«…Я хочу убиться, я не пойду на улицу, я дружила с одной девочкой, рассказала ей про мой сон, а она всем рассказала. Теперь они смеются надо мной. Мама сказала, что ерунда, а я не пойду никуда и убьюсь.»
Как видно из писем, дети знают о том, что их беспокоит, определяют свое поведение как реальную проблему и страдают по-настоящему. И все это прямо сейчас с ними происходит, и их не устраивают объяснения мам и пап, что их проблемы ерундовые, и что они их когда-то там перерастут.
В зависимости от того, к какой категории из выше перечисленных относятся родители, можно предположить, как ведут себя их дети. Что делают мальчики и девочки со своими переживаниями, со своим внутренним миром? А нам удалось доказать, что внутренний мир у них, оказывается, есть. Они тоже, вслед за родителями, начинают считать:
- что их переживания не важны;
- что у хороших детей не может быть таких вопросов, страхов и желаний;
- что если они предъявят родителям проблему, то те расстроятся, не будут их любить или обесценят, посмеются над детской слабостью;
- что только их родители имеют право чувствовать, страдать и болеть.
Наверное, многие из мам и пап смотрели фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Помните маму Сережи (играет Федосеева-Шукшина) и ее нежелание признать, что у ее сына есть собственная внутренняя жизнь? А директора школы, которая говорит, что настоящая боль у матери мальчика (Сережи), а не у глупых и смешных детей?
И как родители вместе с администрацией школы старались убедить детей, что есть более важные проблемы в жизни, чем их собственная жизнь, чем их желания и чувства? И, конечно, все помнят, чем фильм заканчивается?!
Какие выводы можно сделать?
- Мальчики и девочки имеют свой внутренний мир, потому что они такие же люди, как их мамы и папы.
- Проблемы появляются у человека независимо от того, вырос он или нет.
- Дети страдают по-настоящему и не специально, не ради того, чтобы досадить своей матери или своему отцу.
- Дети ограничены в возможностях своих и способах оказания себе помощи, так как они еще дети.
- Мамы и папы несут за детей ответственность, и их задача — научить ребенка справляться с ЕГО трудностями, показать пути решения ЕГО проблемы, а не кричать, что ЕГО проблемы нет.
Ирина Сизикова