Вопросы с «Интересного понедельника». Отвечает Анна Мокшанцева, автор и ведущая он-лайн тренинга Дети и Родители. Лабиринты отношений.
Сыну 9 лет. Закончил 2-й класс. Волнуют 2 основных момента.
1. Несобранность. Невнимательность.
Проявляется в учебе, по математике, например, решает сегодня задачу — что-то в ней непонятно, разобрали вместе, понял, еще решил сам парочку подобных — рад, доволен, что все хорошо получается. На следующий день может случиться такое, что эту же задачу он не может решить — забыл напрочь. Напомнишь, подтолкнешь мысль ему — все ок, решает. В итоге на контрольной получает 2. (Программа в школе не напряжная, его сестра-двойняшка делает все без каких-либо усилий).
В быту забывает/теряет вещи, например, снял очки, чтобы снять кофту, снял кофту и забыл про очки, потерял. Потеряны уже не одни очки и не только очки :). Неудобство от этого он ощущает именно в тот момент, когда — из-за двойки дополнительно занимается, вместо того, чтобы в комп играть, либо когда без очков — не очень хорошо видит, ну и он уже понимает, что уже в который раз он теряет и что вроде все другие так часто не теряют. Как можно повысить/развить внимательность, собранность?
2. Лень или неуверенность.
В кружки и секции пока не ходил. Договорились, что пойдет осенью в спортсекцию и в музшколу — на гитару. Договорились, что сходим на тренировку сейчас к тренеру (в ту секцию, где тренируется его друг) посмотреть, что да как. Через два дня, когда время идти на тренировку,
говорит — не пойду, не хочу и вообще не буду. Из общения с ним у меня создалось впечатление, что отчасти и неохота, но и отчасти неуверенность в себе — что у него может не получиться.
Как здесь быть? Заставлять?
Ответ:
Вопросы пересекающиеся: несобранность, невнимательность, лень и неуверенность — это одного поля ягоды. И как правило, заботливых родителей беспокоит, как развить эту невнимательность, как неуверенность или лень убрать, может заставлять надо? Следует отметить, что человек, который задал вопрос очевидно заботливый родитель, потому что и садится и решает задачи по аналогии, и в секцию к тренеру идут обсуждать.
Итак, сыну 9 лет и он все теряет, двойки получает, и ему от этого плохо, когда он обратную связь от мира получает — либо занимается, дополнительно, вместо того, чтобы играть, либо плохо видит, когда очки потерял и уже понимает, что вроде другие не так часто теряют.
Тут следует отметить, что дети в возрасте до 11-12 лет, лет с 6, понятно, что эти этапы начинаются и заканчиваются не в день рождения, это некоторые условные цифры, входят в т.н. латентный период или период социализации. Латентный, в смысле скрытый, потому что в этот момент психическая энергия собственная не направлена на самого человека, она рассеяна по внешним людям.
Это период, когда происходит самое первое и во многих случаях определяющее на всю жизнь, если потом каких-то ярких рывков не будет, собственное место под Солнцем, если можно так сказать, то есть период очень важный, но хотя неважных периодов у нас вообще нет, но этот период важен именно для социализации.
Каждому человеку свойственно себя постоянно сравнивать и сопоставлять с другими людьми и своего пола, и не своего, и своей нации, и не своей, и своих ровесников, и старше, и младше, это происходит бессознательно. Этот период жизненный очень активен, дети в этом возрасте сравнивают себя и сопоставляют себя с другими людьми наиболее активно, нежели в другие периоды жизни, это является возрастной нормой для всех, и для мальчиков, и для девочек примерно с 6 до 12 лет. При этом в ситуации, если есть еще дети в семье, то есть, если «я старшая сестра» или «я младший брат», то в этом случае это сопоставление, сравнивание себя более активно, нежели у детей, которые растут в семьях в этот период без возможности сопоставить себя с братьями и сестрами.
А вот дети, у которых есть близнецы, понятно, что и для погодок это актуально, но и для однояйцевых, и не однояйцевых близнецов, двойняшек, неважно, это две девочки-двойняшки или два мальчика, или мальчик и девочка, у таких детей социальный потенциал выше, это бОльшая возможность социализации именно как пары. Имея такой внутренний ресурс в детстве дети развлекаются тем, что на свидания или на занятия ходят по очереди, или экзамены сдают друг за друга, это такая игровая форма социализации, но там все гораздо глубже, на примере игр можно вот так рассмотреть.
И когда у людей вот такой ресурс дополнительный есть, то и побочный эффект за нереализацию такого ресурса посильнее будет. Имея большее количество ресурсов и потенциала для социализации, в случае их неиспользования, если он дремлет, спит, то тем людям хуже, чем у кого нет двойняшек.
Что значит «хуже» и как это выглядит? Как правило, один ребенок более успешен, а второй менее успешен, и это очевидно. Понятно, что тот, кто более успешен не очень беспокоит родителей на этом этапе, хотя совершенно напрасно, беспокоить должны оба ребенка, но рассмотрим ситуацию с тем, кто наименее успешен, в данном случае этого мальчика, у которого есть сестра.
Моя рекомендация сводится к тому, что основные усилия по коррекции ситуации должны быть направлены не на развитие собранности, внимательности или убирание лени и неуверенности, а на коррекцию отношения своего к этой паре детей и на организацию корректного отношения между братом и сестрой, вот туда должны быть приложены основные усилия, а вовсе не на заставляние, увещевание и т.д. это, конечно, все можно делать, но это не является решением проблемы.
А уже каким образом организовывать корректное отношение между братом и сестрой и каким образом корректировать свое собственное поведение при общении с тем и с другим ребенком, этот вопрос требует дополнительной информации.
Продолжение…