Постараюсь объяснить суть рекомендации о том, что основные усилия по коррекции ситуации должны быть направлены не на развитие собранности, внимательности или убирание лени и неуверенности ребенка, а на коррекцию отношения своего к этой паре детей и на организацию корректного отношения между братом и сестрой.
Ребенок сравнивает себя с более успешным ребенком, хотя у более успешного ребенка тоже свои проблемы возникают в этой связи, и еще неизвестно, кому из них хуже или лучше. С точки зрения социализации и так, и так некорректно, не оптимально.
«Смотри, Петя, у тебя не получается, а у Катеньки как хорошо получается». Вот такая похвала или «бери с другого пример» — это медвежья услуга, вредно это. Рассчитывать на то, что ребенок сейчас мобилизуется с целью доказательства всему миру, что он лучше своей сестры или своего брата-близнеца в этом вопросе? У него два раза не получится и ребенок просто плюнет, он перестанет сражаться, это будет расценено как лень или как что угодно, но по сути пропадет стимул — «А что мне тут трепыхаться, если все равно я не догоню».
Поэтому основное общение должно быть построено на том, что я при брате хвалю сестру за что-то, а при сестре хвалю брата за что-то другое, он что-то другое делает хорошо. Собственно, ругаю я их тоже показательно и очень внимательно делаю так, чтобы это было равномерно и ни в коем случае не ставя друг друга в пример, потому что у каждого из них своя вершина.
Важно организовывать их взаимодействие наиболее полно, чтобы они играли вместе, потому что в этом возрасте разделение уже может произойти, заинтересовывать их друг другом. В некоторых семьях родители даже специально провоцируют ссору между собой, чтобы дети объединились, конечно, вольному воля, это не самая короткая дорога, но тоже работает.
Основная задача слушательницы, которая это пишет заключается в коррекции отношений и своих, и… «коррекция отношений других людей» — глупая формулировка, но способствованию корректных отношений между братом и сестрой, потому что они находятся в более требовательном, но при этом в более потенциальном положении будучи двойняшками.
И еще момент, когда ребенок что-то там теряет, вроде подтолкнешь, направишь, все хорошо, он рад, доволен, могу ошибаться, потому что мало информации, но часто дети бессознательно начинают хуже учиться и больше терять чего-то, потому что это бессознательное привлечение внимания родителей.
И, как правило, подобное привлечение родительского внимания провоцируется ребенком в ситуации, если ему достается внимания меньше, чем кому-то, кто у него на глазах. Это бывают даже родители, соседи, подруги, кто угодно, но в ситуации с сестрой-двойняшкой, это с большой долей вероятности она, либо другие дети, если они в семье есть.
Анна Мокшанцева, автор и ведущая он-лайн тренинга Дети и Родители. Лабиринты отношений.
Продолжение…