Сегодня мы будем обсуждать развитие мальчиков, воспитывающихся в неполных семьях. Так как за консультацией обращаются в основном мамы мальчиков, то возьмем семью, в которой постоянно вместе живут и развиваются мама и сын.Папа или иногда появляется, или же вообще отношения мальчика с отцом прерваны.
Довольно часто причиной обращения мам служат страхи:
1. Что из-за отсутствия реального взрослого мужчины в доме, мальчик не станет настоящим мужчиной (не научится делать мужскую работу по дому, не сможет себя защитить, будет не мужественным, а женственным, будет вести себя как девочка, и т.п.).
2. Что мальчик станет гомосексуалистом.
Итак, существуют ли различия между мальчиками из полных семей и мальчиками из неполных семей?
В 2004 году в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН мною исследовалось формирование половой идентичности мальчиков в зависимости от фактора полная/неполная семья. На момент исследования возраст мальчиков 6-7 лет. Обязательным условием при отборе мальчиков было проживание с 2 до 7 лет в неполной семье (отсутствие отца, отчима) и присутствие отца (отчима), если семья полная.
Почему в качестве основного фактора, влияющего на особенности развития мальчиков, выбрали отсутствие отца? Потому что факторами, способствующими развитию половой идентичности ребенка, являются полная семья, наличие контакта с членом семьи того же пола, наличие примеров социокультурных идеалов мужественности/женственности. Почему был выбран такой возраст?
Во-первых, существует положение о том, что изначально ребенок узнает себя, как представителя того или другого пола; во-вторых, (мы говорили с вами о возрастных кризисах в статье «Тревога разделения») кризис трех лет происходит одновременно и в тесной связи с отнесением себя к выбранному полу, когда закладываются не только черты личности вообще, но и основы мужественности и женственности, влияющие на весь дальнейший ход формирования мужчины и женщины; в-третьих, к 6-7 годам ребенок усваивает понятия пола и осознает необратимость половой принадлежности.
Различия между группами мальчиков были обнаружены. Мальчики из неполных семей нечетко оценивали свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус. Это значит, мальчики из полных семей знали точно, что они раньше были младенцами мужского пола, сейчас они мальчики, станут юношами, мужчинами, дедушками.
В отличии от них, некоторые мальчики из неполных семей думали, что могли быть и младенцами женского пола и сомневались, кем им быть в дальнейшем, юношей или девушкой. Эти мальчики не понимали разницы между мужчиной и женщиной и предполагали, что можно быть по очереди тем или другим, то есть не осознавали необратимость половой принадлежности.
В результате мальчикам из неполных семей трудно было дружить с мальчиками, играть в мальчишеские игры, трудно придерживаться стереотипных мужских ролей.
А в возрасте 6-8 лет очень важно мальчикам объединяться в мужские союзы и выступать против девочек («мальчики с мальчиками, девочки с девочками»). Такое объединение возможно, если мальчик знает, какие черты, характеристики себя самого позволят ему выделить себя и остальных обладателей подобных характеристик в некоторую обособленную социальную группу, например, именно мужчин, а не женщин.
Если мальчик нашел свое сходство с остальными мужчинами, то в дальнейшем он будет делать то, что делают представители его группы.
Как мамы могут помочь мальчикам стать настоящими мужчинами, если воспитывают их без помощи мужа? Конечно, мамы знают, что дети не появляются от одного из родителей, их обязательно должно быть двое! Поэтому мальчик должен знать, во-первых, что у него есть отец, во-вторых, причину развода родителей, в-третьих, обязательно знать историю свою и своих родственников по обеим линиям.
Все это нужно, чтобы помочь мальчику встроить себя в историю семей отца и матери и начать создавать свою собственную историю, как именно сына (а не дочери) этих матери и отца, как мужчины, одного из мужчин рода. Поэтому очень большое значение имеет представление мамы о своем ребенке, как о ребенке мужского пола с присущими этому полу характеристиками и возможностями.
Ибо, и мы с вами это знаем, кем представляем себе ребенка, так к нему и относимся. Если он мальчик, то и требования, как к мальчику, если девочка, то и требования, как к девочке, ведь в культуре по-разному воспитывают мальчиков и девочек и примеры для подражания приводят разные.
И вот это представление мамы играет решающую роль, гораздо более важную для полноценного развития мальчика, чем наличие в доме реального взрослого мужчины.
Ирина Сизикова