Рекомендации по профконсультированию

Профессиональное самоопределение — это важная составляющая личностного развития человека. Даже высокая зарплата не заменит человеку возможности заниматься любимым делом.

Основные проблемы, с которыми можно столкнуться в профконсультировании взрослых таковы:

— Понимание, что эта профессия выбрана неверно, и человек только зря тратит силы и время.
— Нет желания работать по уже полученной специальности.
— Есть опыт работы, но профиль не востребован.
— Выбор места работы после вуза
— Неудачное прохождение собеседований.
— Неуспешность профессиональной деятельности, связанная с личностными качествами.
— Желание узнать свои сильные и слабые стороны и, в результате, повысить свою эффективность.

Таким образом, в профориентационном консультировании взрослых психологу, с одной стороны, приходится решать у клиента личностные проблемы: пассивность и заниженная самооценка явно не способствует успешной профессиональной реализации.

Кроме того, человек может находиться в состоянии стресса в связи с потерей работы (увольнение, сокращение штатов, переезд на другое место жительства, выход из затянувшегося декретного отпуска и т.д.). Поэтому консультация может включать в себя элементы психотерапии: нужно помочь человеку поверить в себя, разобраться в своих проблемах.

С другой стороны, к профконсультанту обращаются и с вопросами практического порядка: это и выбор профессии, выбор образования — высшего или дополнительного, и решение проблемы трудоустройства, и определение с конкретной должностью в рамках одной профессии. Поэтому профконсультанту важно ориентироваться в рынке труда: насколько востребована та или иная профессия, уровень оплаты и т.п.

Профориентационная консультация проходит таким образом: сначала клиент проходит психологическое тестирование, потом с ним беседует психолог. Результаты тестирования используют как основу для будущей консультации. Поэтому для получения точных и достоверных результатов следует применять лишь хорошо обоснованные и проверенные методики. Профессиональные диагносты рекомендуют использовать пакет из 3 -4 взаимодополняющих друг друга методик.

Необходимо учитывать и другие сведения о человеке: успехи в учебе, интересы, увлечения, склонности, семейная ситуация и многое другое. Эту информацию можно получить только из беседы. Сам процесс беседы можно разделить на несколько этапов. Вначале — знакомство с клиентом: важно с первых минут встречи установить контакт, проявить заинтересованность и доброжелательность. Далее — подробно рассказать о результатах тестирования.

Задача консультанта состоит в том, чтобы выявить базовые свойства личности: ведущие потребности, стиль межличностных отношений, стиль принятия решений, стрессоустойчивость, и учитывая эти качества, дать основные рекомендации по улучшению деятельности. Сами рекомендации должны быть реалистичны и конкретны, корректны и неэмоциональны. Предоставлять информацию нужно в позитивном виде, доступным языком, делая акцент на потенциальных возможностях клиента.

Далее сравнить с психограммой — это список психологических профессионально-важных качеств работника, влияющих на его эффективность в процессе достижения профессионально значимого результата. И, наконец, по результатам тестирования и собеседования определить приемлемый круг профессий, дать подробную информацию об учебных заведениях, где готовят специалистов в интересующей области. При необходимости можно и порекомендовать те или иные программы личностного развития, определенного рода тренинги: по улучшению коммуникативных навыков, по принятию решений.

В профориентационном консультировании более эффективным будет целостный подход к личности. Приходя на консультацию, человек порой надеется, что ему выберут «подходящую» профессию — дизайнер, бухгалтер, менеджер и т.д. Нужно ему объяснить, что только лишь по названию трудно судить о будущей работе: организации разные, должностные обязанности в рамках одной и той же профессии могут отличаться. Лучше предоставить список профессий, которые находятся в рамках психологически сходных видов деятельности — пусть будет возможность выбора.

С другой стороны, жизненные обстоятельства могут связать человека с мало подходящей ему профессией, но тем не менее в рамках уже имеющейся профессии можно обозначить эффективные направления, можно занять свою нишу и найти точку приложения для имеющихся знаний и навыков. Важно, какая именно карьерная ориентация предпочтительна: это может быть стремление к предпринимательской деятельности, или к должностному росту, к статусу. А кто-то считает необходимым оттачивать профессиональные навыки — все зависит от мотивации.

А теперь несколько примеров.

Пример 1. Светлана М. Работает заместителем директора в агентстве по организации праздников. Обратилась к профконсультанту, потому что возникли сомнения в выбранной профессии. Данные психологического тестирования: тип личности эмоционально-лабильный. Интуитивный стиль мышления, интеллект выше среднего. Личностные характеристики: целеустремленность, выраженная активность, энергичность, умение отстаивать свои интересы, артистичность, коммуникабельность, умение убеждать окружающих и увлечь своими идеями.

Общие рекомендации: вид деятельности, позволяющий проявить артистичность и быть в центре внимания. Работа, дающая возможность обширных контактов, эмоциональной вовлеченности, позволяющая самостоятельно принимать решения, связанная со свободой творческого выбора.

Клиентка в процессе беседы убедилась, что ее личностные характеристики вполне востребованы для работы и в результате осталась очень довольна.

Пример 2. Марина К. Обратилась к психологу с просьбой помочь выбрать профессию. Данные психологического тестирования: стиль мышления аналитический со склонностью к обобщениям, интеллект выше среднего. Тип личности сензитивный, интровертированный. Личностные характеристики: впечатлительность, самокритичность, глубина переживаний, недостает предприимчивости, умения отстоять свою позицию.

Общие рекомендации: исполнительский стиль работы, не связанный с частым и интенсивным общением, повышенной ответственностью, стрессами. Иногда личностные данные клиента не соответствуют его запросам. В ходе беседы выяснилось, что у Марины сложился свой идеальный образ «Я» — деловой женщины: решительной, целеустремленной, удачливой, что не вполне соответствовало действительности. Поэтому в списке предложенных профессий подходящей для себя она не нашла.

Пример 3. Анна Б. Работает секретарем, образование среднее. Обратилась в связи с неудовлетворенностью работой («я считаю, что я способна на большее»). Данные психологического тестирования: Стиль мышления конкретный, интеллект на уровне средних результатов. Личностные характеристики: ответственность, дисциплинированность, умение разрешить конфликт, доброжелательность, отзывчивость, отсутствие амбиций, соревновательности.

Общие рекомендации: личностные характеристики востребованы для актуального направления работы и принципиально менять род занятий нецелесообразно. Можно рекомендовать повышение квалификации внутри должности (дополнительные курсы, тренинги) с сохранением основных рабочих функций и привычного круга обязанностей.

Елена Шипилова



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.