Наберите в Интернете «КАНИКУЛЫ». Прочтете много обращений к родителям и предложений для мам и пап о том, как и чем занять их детей, например,«весна в самом разгаре, да и лето уже не за горами. Многие родители задумались, чем занять ребенка в каникулы. В общем, список развлечений для школьников на каникулах очень разнообразен, можно пойти в кино, театр, на концерт, в спортивную секцию или же просто посидеть дома и поиграть в недоступные в школьные будни компьютерные игры» или «если же у вас персональный взгляд на то, чем должен заниматься ребенок в свободное от школы время, и перспектива посещения бесконечных представлений вас не очень вдохновляет, вы можете пойти альтернативным путем. Многие родители считают, что ребенок не должен сидеть без дела. В таком случае можно предложить лингвистические лагеря и образовательные поездки за границу»…
Заметьте, что с самого раннего детства родители распределяют, занимают время ребенка по своему усмотрению. А когда эти мамы и папы были детьми, то их родители (сейчас уже бабушки и дедушки) делали то же самое с их временем. И так поколение за поколением люди боятся времени, наверное, отсюда происходит так называемый «синдром выходного дня», когда человек не знает, чем ему себя занять в выходной день, когда ему одному на один с самим собой скучно и тяжело?
К нам в «Центр на Пятницкой» очень часто обращаются родители с такими жалобами: «он (ребенок) пассивен, ничего сам не делает, всегда надо заставлять»; «она ничем не интересуется, тупо смотрит «Дом два», ее ничто не привлекает, никуда не стремится»; «водим на тренировку, в театральный кружок, на танцы, но ничего сам не хочет, сидит там просто и смотрит на других, просим, чтобы старался, ведь впереди жизнь трудная, а ему все равно»; «говорим, что на каникулах надо наверстать уроки пропущенные, ведь времени много и должен прийти уже подготовленным в школу, а он не понимает, устраивает истерики»; «хотим отправить ее в лагерь, изучать английский, но боимся, что в пустую время там проведет, объясните ей, что это для будущего ей необходимо»; и т.п.
На это можно ответить, что если мамы и папы по своему желанию слишком рано и усердно структурируют время ребенка, то он просто напросто не может развить свою собственную активность, не может выразить любознательность по отношению к окружающему его миру. Вместо этого он живет в ритме, навязанном ему взрослыми, и часто это противоречит его собственному ритму. В результате ребенок покоряется или выражает отказ от всего сразу! Дети с момента рождения оказываются зависимыми от желаний мам, пап, нянь. Причем взрослые, конечно, действуют из лучших побуждений, навязывая ребенку стандартный режим дня и даже режим каникул!
Часто мы убеждены, что дети должны что-то делать постоянно, даже не делать тоже должны тогда, когда мы для них это запрограммировали. А ведь нам с вами иногда просто не хочется что-то делать или есть желание побыть дома, не ходить гулять. Вполне возможно, что ребенку хорошо дома, тогда зачем же его куда-то обязательно отправлять? Предлагаем вам в свою очередь отдать детям и подросткам весенние каникулы! Пусть они ищут, что им интересно. Позже вы спросите их: «Что ты ищешь? Давай подумаем вместе, может быть, поймем, как тебе это найти. Когда найдешь, скажи мне, что и как ты нашел, можем поговорить об этом». Это будет хорошее упражнение и для родителей, мамы и папы смогут оценить, выносят ли они сами свободное время своих детей, могут ли вообще предоставить детям их время? Или же они, напротив, испытывают тревогу и страх, не зная, о чем их сын или дочь думают в свои каникулы?
Сизикова Ирина, психолог