WEBcommunity

Интерьер в готическом стиле: Окольцованная вечность

Знатоки называют Средневековье эпохой «окольцованной вечности», оставившей миру непреходящие культурные ценности. Именно поэтому одухотворенность готического стиля, его устремленность ввысь, его дематериализация даже через 5 веков продолжает занимать умы и волновать сердца. Условно стили интерьера...

Знатоки называют Средневековье эпохой «окольцованной вечности», оставившей миру непреходящие культурные ценности. Именно поэтому одухотворенность готического стиля, его устремленность ввысь, его дематериализация даже через 5 веков продолжает занимать умы и волновать сердца.

Условно стили интерьера можно разделить на стили современные и стили исторические.

Готический стиль интерьера — это исторический стиль, черты которого обусловлены совершенно определенной исторической эпохой, Средневековьем. Эта эпоха сформировала особый тип личности. Крестьянин, бюргер, ремесленник, свято веря в загробную жизнь и прилежно трудясь, были мужественными людьми, не боялись смерти, стоически терпели все превратности судьбы. Готический стиль — стиль сложного психологического состояния. Он стал воплощением всего периода Средних веков в понимании современного человека.

Церковь тех времен была настолько ортодоксальной, что полностью отвергала человеческое начало. В моде было все бестелесное, высокое — удлиненные пропорции, ни малейшего намека на тяжесть грубой материи. Возникает потребность в новом типе храма — просторном, эфемерно высоком, где человек чувствовал бы себя песчинкой. Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикальность его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Подобно соборам и светские здания устремляются ввысь, стремясь приблизиться к небесам — появляются шпили, башни, арки. Потолки в помещениях высокие. Обстановка отнюдь не убога, но и не пестра, достоинство и монументальность во всем.

Даже в одежде того времени подчеркивались вертикальные линии и устремленность вверх. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлинённой формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Причем юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Дополняли этот наряд конусообразный головной убор (высотой до 70 см), который напоминал башню готического собора, и остроносая обувь.

Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Именно поэтому скульптурные композиции, витражная живопись, вышивки и картины средневековых мастеров изображали в основном сцены из священного писания.

Точное воспроизведение любого исторического стиля требует не только воссоздания его художественного образа, но и реализации его в конструкциях и материалах того времени. Поэтому, как бы мы сегодня ни старались, у нас все равно получится более или менее удачная стилизация «под готику».

Современный готический стиль интерьера подразумевает имитацию интерьера замков средневековой Европы.

Эта стилизация требует обязательного наличия высоких потолков (3м и выше). Вначале создается прямой потолок белого цвета, затем декорируется балками и прогонами из искусственно состаренной или темной, лакированной древесины. Одна или несколько люстр художественной ковки должны быть подвешены к потолку достаточно высоко для того, чтобы хорошо освещать жилое пространство, и достаточно низко для того, чтобы не полностью рассеивать сгустившиеся под потолком и в углах тени.

Стены лучше всего отделать панелями, имитирующими природный камень, темными деревом или украсить стенной росписью насыщенных цветов, а пол покрыть плиткой, стилизованной «под гранит». Используемые материалы должны имитировать камень, старое дерево, позеленевший металл. Наша задача не придать помещению полностью средневековый вид, вкупе со многими неудобствами для современного человека, а внести лишь элементы: сделать дверные проемы куполообразной формы, максимально расширить окна и украсить их витражами, сделать нарочитой вертикальность всех элементов декора.

Предметы обстановки лучше выбирать такие, которые максимально соответствуют духу того времени, способные создавать атмосферу торжественности, монументальности и в то же время одухотворенности: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, буфеты на высоких ножках, сундуки, обтянутые кожей с фигурной лепниной и металлической фурнитурой.

Современные стулья в готическом стиле все такие же прямые, с высокими спинками, но, благодаря технологичности материалов, далеко не такие неудобные, как в средневековых замках. Письменный стол с поднимающейся столешницей, с глубокими выдвижными ящиками придется как нельзя более кстати в готической стилизации интерьера. А широкая кровать с массивным изголовьем и обязательным деревянным навесом легко превратит любую комнату в настоящую дворцовую спальню.

Дополнят интерьер в готическом стиле стенные стрельчатые драпировки, гобелены, ковры. Имейте в виду, что именно этот стиль ввел понятие гарнитура, когда шторы, мебель и покрывала выполнены из сочетающихся тканей. Большая декоративность всего стиля в целом должна отражаться и в используемых тканях: золотая нить, набивной рисунок в виде трилистника, звезды, полумесяца, преимущественно на темном фоне основы. Цветовая гамма: пурпурные, рубиновые, желтые, красные, синие, зеленые оттенки, с использованием золотых и серебряных вкраплений.

Центр интерьера в готическом стиле — богато оформленный камин или кафельная печь. Это может быть фальш-камин, украшенная изразцами гипсокартонная имитация печи, или просто радиатор, выполненный в готическом стиле, главное, чтобы в помещении присутствовал символ источника огня, источника тепла, а значит и источника жизни для наших далеких средневековых предков.

При оформлении каминов и печей не стоит забывать о том, что конструкция не должна быть слишком громоздкой. Ведь средневековые замковые очаги, как и ребристые своды, кропотливо складывались из мелких клинообразных камней и были настолько усовершенствованы, что стали упругими и легкими, в корне меняя представление о тяжести каменных конструкций.

Одной из главных особенностей готического стиля является дематериализация формы. Физические свойства материала больше не определяют характер зрительного образа. Зрительный вес камня не соответствует физическому, — тяжелый и твердый, он превращается в легчайшее кружево резьбы.

Об этой особенности готического стиля хорошо написал О.Мандельштам:

«Кружевом камень будь
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань».

Современный готический стиль интерьера ни в коем случае не должен рождать ощущение «мрачного средневековья», а скорее внушать чувство романтики и классической безмятежности.

Только четкое знание предмета и безупречный вкус способны объединить вместе мебель в готическом стиле, декоративные кованые люстры, витражи, с классической мягкой мебелью и современной техникой. Обилие воздуха, стильные сочетания драпировок с предметами интерьера, оригинальные, в стиле средневековых, аксессуары и правильно выдержанный образ эпохи, создадут в итоге впечатление невероятно стильного и современного интерьера в готическом стиле.

Источник «Аура Дома.ру»